18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
В конференции, посвященной проблемам и путям развития рынка контейнерных перевозок в России, приняли участие 64 компании, общим количеством участников более 100 делегатов. Ежегодно конференция компании АТО Ивентс демонстрирует стабильную динамику роста.
В числе участников в этом году были представители органов государственного регулирования, законодательной власти РФ, отечественных и иностранных компаний – профессионалы контейнерной отрасли, отраслевые российские СМИ, а также компании, коммерческая деятельность которых связана с грузовыми контейнерными перевозками. Одной из ключевых тем конференции стало развитие портовой и транспортно-логистической инфраструктуры.
13 марта состоялся первый день работы конференции, который был посвящен законодательному регулированию, рынку интермодальных услуг и вопросам инфраструктурного развития.
Одним из наиболее ярких выступлений стало обращение к участникам отрасли Михаила Брячака, первого заместителя председателя комитета по транспорту Государственной Думы РФ. Он осветил точку зрения органов законодательной власти РФ, особо отметив колоссальный потенциал нашей страны в отношении международного транзита. Опираясь на результаты федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020годы)», а также на задачи, поставленные Президентом РФ Путиным В.В., депутат рассказал о ходе реализации законодательных инициатив, обеспечивающих развитие транспортной системы России. Аудитория особенно оживленно реагировала на выступление Михаила Васильевича, а он в свою очередь, подчеркнул необходимость организации диалога представителей бизнеса и органов законодательно власти, в том числе, в формате конференций. Депутат просил аккумулировать предложения по актуальным для отрасли вопросам и направлять в Государственную Думу для дальнейшей реализации в качестве законодательной инициативы.
Юрий Ковалев, член правления Гильдии профессиональных участников рынка, открыл конференцию с докладом о современных таможенных процедурах и их влиянии на логистику. Опираясь на статистические данные по Большому порту Санкт-Петербурга в 2013 году, докладчик рассказал об особенностях прохождения контейнерных грузов на различном транспорте: сравнил расходы при использовании разного транспорта, сроки на прохождение таможенного контроля и досмотра, риски перевозчиков.
Живой интерес участников конференции вызвал доклад Станислава Шкленского, начальника отдела по внедрению перспективных таможенных технологий СОТК СЗТУ, ФТС России. Таможенные органы России работают над упрощением процессов таможенного оформления и контроля, минимизацией времени прохождения таможенных процедур и повышением пропускной способности на государственной границе. В основу сообщения легла статистика по Северо-Западному таможенному управлению ФТС России – в 2013 году доля электронного декларирования составила 98% от общего числа оформляемых в регионе таможенных деклараций. Данная мера значительно сокращает ожидание перевозчиков в местах таможенного оформления, что в итоге сокращает расходы грузовладельцев.
На базе различных таможен России в портовых зонах проводится тестирование прототипа Портала «Морской порт». Задачей эксперимента является упрощение таможенных операций. Информация о прибывающем судне и товарах будет направляться в таможенные органы заблаговременно, до прихода судна в порт. Это позволит более эффективно планировать график обработки судов, грузовые работы в порту, а также рационально использовать складские площади.
Вильгельмина Шавшина, руководитель практики внешнеторгового регулирования, DLA Piper, представила доклад о путях снижения расходов в рамках таможенного администрирования при ввозе иностранных товаров. Были проанализированы итоги работы ФТС России в 2013 году, в частности, мероприятия: по сокращению сроков совершения таможенных операций за счет введения предварительного информирования; по сокращению количества документов, запрашиваемых на бумажных носителях; по созданию технических и правовых условий для перечисления таможенных платежей в электронном виде; по реализации субъектно-ориентированного подхода в рамках системы управления рисками ("СУР"). Реализация мер СУР была подробно рассмотрена в рамках доклада, отдельная часть выступления была посвящена категорированию участников ВЭД.
В рамках второй сессии обсуждались проблемы рынка интермодальных услуг. Особенно яркой и дискуссионной стала панельная дискуссия «Стабильность фрахтовых ставок: факторы влияния, индексы, проблемы ценообразования». В данной работе приняли участие Алексей Клецко, вице-президент по развитию и специальным проектам, Fesco; Кирилл Тюленев, управляющий директор, United Arab Shipping Company Agency; Olga Skok, Managing Director,
All Ports Alliance Logistics. Участники конференции разошлись во мнениях о влиянии вступления новых правил ЕС, согласно которым с 1 января 2015 года судовладельцы обязаны перейти на топливо с пониженным содержанием серы. Участники рынка не пришли к единому мнению по вопросу влияния данного изменения на стоимость товара, перевозимого в морском сообщении, и на глобальное перераспределение грузопотоков. Эта тема должна получить свое развитие в работе следующей конференции.
Интересный и дискуссионный доклад представил Кирилл Тюленев, исполнительный директор, United Arab Shipping Company Agency. В числе освещенных вопросов - макроэкономические показатели инвестиционной привлекательности транспортной отрасли; динамика Индекса Шанхайской Фрахтовой биржи; прогноз динамики роста мирового контейнерного флота относительно емкости рынка.
Заключительная сессия дня была посвящена вопросам развития логистической и портовой инфраструктуры. Как выступающие, так и делегаты сошлись во мнении, что в отношении контейнерных грузов и средств доставки ситуация в России очень неоднозначная, различия существенны как по регионам, так и по транспортным средствам. И если в Северо-Западном направлении ситуация вполне соответствует запросам рынка, то в остальных портах предстоит еще большая работа по совершенствованию инфраструктуры.
С докладом выступила Виктория Щербакова, генеральный директор Логистического парка «Янино», и рассказала об успехах одного из ведущих логистических центров Северо-Запада России, осветила перспективы развития сухих портов и тыловых терминалов. Вводную часть доклада Виктория посветила реализации в России Межправительственного Соглашения стран-членов Экономической и Социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) о «сухих портах» от 7.11.2013 года. Отдельно были рассмотрены базовые и дополнительные функции «сухих портов», инфраструктуре, европейский опыт развития транспортных предприятий такого типа.
Сергей Шавзис, президент Уральской логистической ассоциации подробно остановился на региональных вопросах развития транспортно-логистической отрасли. В своем выступлении он опирался на опыт Среднего Урала – сравнивались различные варианты доставки контейнеров, а так же подробно анализировались вопросы инфраструктурного развития региона. Значительная часть доклада была посвящена сравнению стоимости контейнерной перевозки с использованием различных видов транспорта, а также перспективам развития отрасли в регионе.
Наталия Капкаева, глава представительства в Санкт-Петербурге, Port of Hamburg Marketing представила аудитории интересный доклад по опыту своего предприятия, одного из крупнейших портов Европы, оформляющего контейнерные грузы. Интересно, как в порту Гамбурга организована внутренняя транспортировка контейнеров. Город делит территорию с портом, это осложняет внутрипортовую логистику грузов. Найдено оригинальное решение – помимо традиционного способа доставки, используются так называемые «водные такси» внутри акватории. Участники активно интересовались опытом порта, отмечая несомненную ценность доклада г-жи Капкаевой.
Второй день, 14 марта, был посвящен вопросам эффективных логистических моделей в условиях жесткой экономической ситуации и расширению номенклатуры контейнерных грузов. Участники конференции с большим интересом ознакомились с докладами выступающих и отметили стратегическую важность и уникальность мероприятия для развития отрасли.
Открывающим докладом второго дня стало выступление традиционного эксперта нашей конференции Eva Baller, Sea Freight Director, Kuehne+Nagel. Спикер подчеркнула, что общий кризис отрасли, в котором находится вся отрасль международных перевозок, имеет и положительное влияние. Неприменимость ранее действующих схем заставляет экспедиторов и грузовладельцев искать нестандартные решения, которые могут стать локомотивом дальнейшего развития рынка перевозок. Кроме того, интересным оказался взгляд на проблему возврата порожних контейнеров – не секрет, что в отсутствии стабильного экспорта контейнерных грузов эта проблема стоит особо остро. Эва рассказала, какие товары можно поставлять на экспорт из России, используя данную систему контейнерной перевозки – сажа, рыбная мука, резина, карбон, зерно, полиэтилен, цемент, синтетику и каучук.
Александр Кузнецов, профессор кафедры портов и грузовых терминалов, Государственного университета морского и речного транспорта им. Адмирала Макарова, посвятил свой доклад глобальным вопросам изменения мировых грузовых потоков и маршрутов. Особое внимание участников привлекла часть доклада, касающаяся современного морского торгового флота. Докладчик поделился информацией о новейших организационных и технологических решениях, кардинально повышающих транспортную эффективность грузоперевозок в США.
Также докладчиками конференции в 2014 году стали: Андрей Степанов, советник по инновационному развитию, портам и транспортной логистике Государственного университета морского и речного транспорта им. Адмирала Макарова;
Сергей Попов, начальник управления транспортных операций, Тамарикс Лоджистикс;
Александр Сержантов, директор филиала - Санкт-Петербург, РЖД Логистика;
Алексей Тимофеев, генеральный директор, Global Load;
Дмитрий Ушаков, заместитель генерального директора по интермодальным перевозкам, Агентство «Рефперевозки»
Евгений Карпович, заведующий лабораторией крепления грузов, ЦНИИМФ
Валентин Цыпляков, коммерческий директор, Flexitanks
Александр Лисин, исполнительный директор, Поволжская логистическая ассоциация
Ronny Winter и Maris Katranzi принимали участие в панельной дискуссии по развитию припортовой инфраструктуры.
Все участники конференции отмечают высокий уровень организации мероприятия и интересный состав докладчиков. В следующем году организаторы обещают расширить представительство со стороны грузовладельцев и контейнерных линий, а также организовать практические сессии – дискуссия будет иметь прикладной характер. До встречи в будущем году!