18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября 2024 г. в Москве в Центре международной торговли состоялся Деловой форум БРИКС, темой которого стало «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Необходима комплексная реализация стратегии экономического партнерства БРИКС
Гостей Делового форума лично поприветствовал Президент Российской Федерации Владимир Путин. В своем выступлении Президент отметил необходимость способствовать дальнейшей комплексной реализации стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 г. и выработке новых долгосрочных ориентиров. В их числе – повышение роли стран БРИКС в международной валютно-финансовой системе, развитие межбанковской кооперации, расширение использования национальных валют и углубление взаимодействия по линии налоговых, таможенных, антимонопольная органов.
«Страны БРИКС сотрудничают на принципах равноправия и партнерской поддержки, торговый оборот России с партнерами БРИКС составил более 230 млрд долл. США», – заявил Владимир Путин в своем обращении к участникам форума. – «Что касается России, то наш торговый оборот с партнерами по БРИКС прибавил 40,5%, а в первом полугодии 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2022-го он вырос на 35,6%, до 134,7 млрд долл. США. Доля стран объединения, в которых проживает более трех миллиардов человек, достигла в мировом ВВП почти 26%, а по паритету покупательной способности “пятерка” обходит G7: прогноз на 2023 г. – 31,5 против 30%», – подчеркнул Президент России.
«Доля стран объединения, в которых проживает более трех млрд человек, достигла в мировом ВВП почти 26%, а по паритету покупательной способности “пятерка” обходит G7: прогноз на 2023 г. – 31,5 против 30%», – подчеркнул Президент России Владимир Путин.
В своем обращении к аудитории форума важным приоритетом взаимодействия БРИКС глава государства назвал создание новых устойчивых безопасных транспортных магистралей: «Среди наших флагманских проектов – Северный морской путь и коридор “Север – Юг”. Эти континентальные артерии призваны обеспечить короткие выгодные торговые пути, связать крупные промышленные, сельскохозяйственные и электроэнергетические узлы с потребительскими рынками», – отметил Путин.
По словам В. Путина, общие основные усилия должны быть сосредоточены на развитии и укреплении собственных платформ, обеспечивающих экономический рост за счет технологий, финансовых и инвестиционных механизмов, решений в области логистики и др. БРИКС необходимо создать единую цифровую инфраструктуру, определить согласованные подходы бизнеса, общественности, профильных уровней власти по использованию биометрии, обеспечиванию информационной безопасности. Инвестором инфраструктурных проектов, по мнению В. Путина, должен стать Новый банк развития. К одним из ключевых вопросов, которые стоят на повестке объединения, глава государства отнес повышение транспортной связанности, создание новых востребованных бизнесом грузовых магистралей и коридоров, современных интермодальных решений и логистических схем.
Все проблемы нужно решать сообща
Вторая панельная сессия Делового форума была посвящена международной торговле и логистической связанности стран БРИКС. Модератором сессии выступил председатель правления АНО «Центр международных стратегических инициатив» Ахмед Азимов. В панельной сессии приняли участие представители деловых кругов Китая, ОАЭ, Индии, России, Эфиопии, Египта и ЮАР.
Китай: реформа и обновление ВТО
Китай на Деловом форуме БРИКС представлял Чжан Шаоган, заместитель председателя Китайского комитета содействия развитию международной торговли. В ходе выступления он рассказал о глобальных проблемах, которые требуют совместных решений. В частности, это недостаточный экономический рост, протекционизм, климатические изменения, неэффективное управление мировыми процессами. Особое внимание Чжан Шаоган уделил вопросам мировой торговли, выделив ряд ключевых моментов.
Во-первых, он коснулся деятельности ВТО. По его мнению, сегодня в работе организации накопилось много проблем, но у ВТО есть необходимые механизмы, позволяющие поддерживать стабильную работу глобальной торговли. Чжан Шаоган подчеркнул: ВТО не нужно упразднять, а следует реформировать и укреплять, чтобы это была сильная функционирующая организация, которая может решать проблемы и вопросы мировой торговли.
Во-вторых, важным вопросом мировой торговли представитель Китая назвал открытое сотрудничество, это особенно важно в нашем мире, где все взаимосвязано, а глобализация в мировой экономике остается существенным трендом – следствием естественного результата развития науки и технологий. Открытое сотрудничество является необходимым и должно быть обязательным для всех стран. В этом отношении Китай, являясь одной из крупнейших экономик мира, выступает стратегическим партнером стран БРИКС.
В своем выступлении Чжан Шаоган еще раз подтвердил готовность Китая тесно сотрудничать со всеми странами – членами объединения и вносить свой вклад в общее развитие, в том числе в экономику. Эти заявления, к слову, подтверждаются реальными делами Поднебесной, которая в последние годы вложилась в создание платформ для национальных импортеров и экспортеров. Китай и далее готов делиться с партнерами опытом и наработками.
В-третьих, очень важным Чжан Шаоган назвал вопрос поддержания цепочек поставок, в том числе производственных. По его словам, Китай стремится на разных этапах цепочек поставок привлекать новых партнеров, а также искать возможности для инвестиций, особенно на растущих рынках, при этом оставляя свой рынок открытым для всего мира.
Египет: свободная торговля как потенциал для роста
Египет на Панельной сессии, посвященной логистической связанности стран БРИКС, представлял Алаа Эзз, генеральный секретарь Федерации египетских торгово-промышленных палат (FEDCOC), генеральный секретарь Союза Африканских торгово-промышленных палат, член египетской части Делового совета БРИКС.
Алаа Эзз отметил, что сегодня будущее мировой экономики решается в Африке, учитывая наличие у каждой из стран БРИКС своих национальных интересов на африканском континенте. Этот факт приводит к некому соперничеству на территории Африки, и в этой связи назрела реальная потребность в формировании общей африканской экономической повестки БРИКС. Кроме того, он предложил взглянуть на эту проблему под другим углом, превратив конкуренцию в потенциал и массу возможностей для делового сообщества. «Конечно, без конкуренции не обойтись в современном мире. Всегда можно предложить лучшую цену, качество, логистические условия. И это полезно для Африки». – считает Алаа Эзз.
В состав БРИКС от Африки в настоящее время входят три страны – Египет, Эфиопия и ЮАР. К числу основных целей африканских стран господин Эзз отнес создание новых возможностей, транспортных коридоров, привлечение инвестиций, поставщиков, импорт технологий. Особенно важным он назвал создание коридоров между странами БРИКС. Вместе с тем, по его мнению, необходимо обратить внимание и на другие страны, пока не входящие в объединение. Он призвал всех воспользоваться возможностями Африканского континента, открыть на его территории новые производства или работать с уже существующими предприятиями, реэкспортировать товары в соседние государства, используя различные соглашения. «Наши партнеры могут импортировать технологии или компоненты, производить что-то на территории страны. Африка – это огромный рынок, почти 3 млрд потребителей, при этом здесь нет таможенных сборов. Инфраструктурные проекты можно реализовывать, используя консорциумы с африканскими странами. Страны БРИКС могут выступать поставщиками технологий. Можно строить аэропорты или любую другую логистическую инфраструктуру, которая необходима для развития партнерства», – рассказал Алаа Эзз.
«Много, много лет назад фараон отправил своего представителя найти мудрого советника со словами: “Найди мудрого советника, и найдешь процветание”», – Алаа Эзз, генеральный секретарь Федерации египетских торгово-промышленных палат (FEDCOC).
Кроме того, по словам представителя Египта, действующий договор о свободной торговле внутри Африканского континента создает выгодные условия для всех партнеров и может способствовать конкуренции и партнерству между странами БРИКС и африканскими странами для активного развития региональных рынков на континенте. Алаа Эзз назвал и другие преимущества. В частности, это Суэцкий канал – прекрасный логистический хаб не только для Африки, но и для других стран мира, на сегодня через него проходит порядка 40% мирового грузопотока. На территории континента есть и современная логистическая инфраструктура – порты, автострады: «У нас есть сверхскоростная дорога из Сафаги (на Красном море) через Ливию в Чад – прямой путь от Красного моря до Атлантики, открывающий доступ к африканским странам, не имеющим выхода к морю. Это лишь один пример, но ведь можно развивать и другие торговые маршруты в рамках развития экономики стран БРИКС», – рассказал Алаа Эзз.
Алаа Эзз добавил, что сегодня более половины африканских стран начали внедрять соглашение о свободной торговле, и, если остальные последуют их примеру, это станет новым толчком развития торговых отношений между странами БРИКС и не только: «Нам не интересны политические проблемы, мы выступаем за свободную торговлю, развитие бизнеса, предпринимательство. В этом наше общее будущее».
По мнению представителя Египта, нецелесообразно продвигать только экспорт, поскольку контейнеры, отправляющиеся в одну сторону, должны вернуться в страну загруженными, а не порожними, а значит, для эффективного партнерства должен быть не только экспорт, но и импорт из других стран, в том числе из стран БРИКС. Как считает Алаа Эзз, при развитии партнерства важно увеличивать свой импорт, но есть страны-партнеры, которые должны предлагать друг другу возможности одновременно и по экспорту, и по импорту. Сейчас такое взаимодействие присутствует между африканскими странами. Банки или посредники участвуют в сделках, помогают бизнесу, консультируют, и нужно усиливать это взаимодействие.
Свое выступление Алаа Эзз завершил народной мудростью: «Много, много лет назад фараон отправил своего представителя найти мудрого советника со словами: “Найди мудрого советника, и найдешь процветание”».
Индия: устранение барьеров и новые маршруты
Индию на Деловом форуме БРИКС представлял Навин Капур, исполнительный директор компании Classic Industries and Exports Ltd. Он участвует в работе делового совета БРИКС с момента его основания в 2013 г. За это время глобальная экономическая ситуация претерпела значительные изменения. В своем выступлении представитель Индии поблагодарил Президента России за высокую оценку работы и подчеркнул значимость обеспечения эффективного сотрудничества в сфере логистики, так как это кровеносная система стран БРИКС, необходимая для обеспечения торговых потоков, поэтому необходимы новые транспортные коридоры, эффективные маршруты. «Некоторые считают, что затраты на логистику – это всего лишь 5% от общей стоимости товаров, но тем не менее эти 5%, играют большую роль, поскольку многое может произойти, прежде чем товар достигнет точки назначения», – считает Навин Капур. В связи с этим экономическое сотрудничество стран БРИКС открывает большие возможности. Если сравнить средние ежегодные темпы прироста торговли в глобальном масштабе и в масштабе стран БРИКС, то он составляет 3% и 10,7% соответственно. По мнению Навина Капура, такой темп для БРИКС недостаточен, хотя он и превышает среднемировой прирост торговли. Чтобы изменить ситуацию, необходимо более активное расширение БРИКС.
В своем выступлении Навин Капур сравнил экономики G7 и БРИКС: «По сути, экономика Запада захлебывается, буксует, а экономика БРИКС растет достаточно серьезными темпами, на что, безусловно, влияют размеры национальных рынков, доли молодого населения, рост среднего класса. Средний темп роста стран БРИКС составляет до 4%, а средний темп роста экономик западных стран – до 1,4%. Кроме того, страны БРИКС располагают ресурсами, которые нужны всем странам мира. Например, Бразилия, Эфиопия – это аграрные супердержавы, Китай – гигант-производитель, по сути, фабрика всего мира. Египет, Индия располагают крупными фармацевтическими производствами. Навин Капур призвал подумать о синергии, комплементарности стран БРИКС, чтобы быть максимально полезными друг другу: «Хочешь идти быстро – иди один. Хочешь идти далеко – идите вместе», – процитировал африканскую пословицу Навин Капур и предложил подумать над устранением как тарифных, так и нетарифных барьеров, а также над переходом на единый электронный документооборот, оптимизацию бизнес-процессов внутри БРИКС, чтобы увеличить скорость товарооборота между странами-партнерами.
«Хочешь идти быстро – иди один. Хочешь идти далеко – идите вместе», – Навин Капур, исполнительный директор компании Classic Industries and Exports Ltd (Индия).
ОАЭ: создание глобальной логистической платформы
Раджит Сингх Валлиа, генеральный директор DP World Central Asia, представляющий на форуме Объединенные Арабские Эмираты, отметил, что вхождение страны в БРИКС открывает новые перспективы для углубления сотрудничества между странами. Особенно важной в этом контексте является инициатива Султана Ахмеда Бин Сулайема, главы компании DP World, которую он озвучил в качестве руководителя эмиратской национальной части на деловом совете БРИКС, по созданию постоянно действующей логистической платформы.
Раджит Сингх Валлиа подчеркнул, что логистика – это главная транспортная артерия, которая будет объединять все страны БРИКС, поэтому ОАЭ выступает за необходимость создания отдельной платформы по транспорту и логистике. ОАЭ являются одним из лидеров по транспортной логистике, поэтому перспективная логистическая платформа в Дубае может стать центром передовой практики. Представитель DP World Central Asia выразил желание создать офис в Дубае и спонсировать его.
«Ежегодно в феврале ОАЭ проводят в Дубае международную конференцию по грузовым перевозкам. Приглашаем к участию в ней все страны. Сейчас есть планы максимально расширить этот проект. Пока конференция проводится независимо от мероприятий объединения, но если офис БРИКС по логистике будет располагаться в Дубае, конференция может приобрести принципиально иной, более высокий статус», – подытожил Раджит Сингх Валлиа.
Россия: единые окна возможностей для всех
Россию на Деловом форуме БРИКС представлял Сергей Павлов, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД». Сергей Алексеевич координирует российскую часть недавно созданной Подгруппы по транспорту и логистике в Деловом Совете БРИКС. Как уже было отмечено в выступлении Президента России Владимира Путина, среди приоритетов российского председательства в БРИКС является совершенствование логистической связанности между странами объединения в целях увеличения объемов взаимной торговли и создания условий для экономического роста. Так, за последние 20 лет по итогам 2023 г. товарооборот между Бразилией, Китаем, Индией, ЮАР, Египтом, Ираном, Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией и Россией увеличился в 10 раз и достиг почти 919 млрд долл. США. В текущем 2024 г. результат будет еще больше. Наиболее крупные грузопотоки сейчас сосредоточены вокруг Китая. В частности, это торговля с Россией, Бразилией, Индией, Арабскими Эмиратами.
Движение этих грузопотоков осуществляется по ключевым международным транспортным маршрутам, на которых расположены страны БРИКС. Перевозки осуществляются всеми видами транспорта – морским, автомобильным, авиационным, трубопроводным и железнодорожным.
Железные дороги интегрированы во все цепочки поставок, играют значительную роль в обеспечении как внутренних перевозок в наших странах, так и взаимных грузопотоков. Транспорт сегодня является каркасом международной торговли, динамика которой между странами БРИКС демонстрирует впечатляющие темпы. Сергей Павлов привел несколько цифр: «По оперативным данным, российскими железными дорогами по итогам 9 мес. 2024 г. перевозки в сообщении со странами БРИКС составили 223 млн т, что на 7% больше, чем в прошлом году. При этом контейнерные перевозки растут еще более ускоренными темпами – на 14%», – подчеркнул представитель ОАО «РЖД».
-«По оперативным данным, российскими железными дорогами по итогам 9 мес. 2024 г. перевозки в сообщении со странами БРИКС составили 223 млн т, что на 7% больше, чем в прошлом году. При этом контейнерные перевозки растут еще более ускоренными темпами – на 14%», – С.А. Павлов, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД».
Для дальнейшего увеличения объема взаимной торговли необходимо снятие как физических, так и нефизических барьеров. В этом году по инициативе России в Деловом Совете БРИКС заработал транспортно-логистический формат, в котором впервые предпринята попытка систематизировать эти барьеры. Формат объединяет представителей более чем 100 транспортно-логистических компаний и организацией из всех стран Объединения: «Мы уже начали формировать обзор транспортных барьеров БРИКС. Формируются задачи, которые необходимо решить в самое ближайшее время. В обзоре выделено пока шесть маршрутов. Это транспортный коридор “Север – Юг”, “Восток – Запад”, маршруты через порты Азово-Черноморского бассейна, маршруты к портам Северо-Запада России, международные морские пути, а также система трансафриканских транспортных маршрутов», – сказал Сергей Павлов.
Таким образом, формируется система транспортных маршрутов БРИКС, которая откроет новые возможности для бизнеса: «В этом году уже состоялась первая встреча министров транспорта стран БРИКС, и это очень значимое событие, где была принята министерская декларация, в которой провозглашено о совместном развитии «окон возможностей», – сказал Сергей Павлов. Он также поддержал позицию представителя Египта относительно включения в цепочки поставок и новые маршруты не только стран БРИКС, но и других государств, которые хотели бы участвовать в этом сотрудничестве, что, безусловно, расширит возможности всех участников.
По словам С. Павлова, в рамках обмена лучшими практиками при реализации совместных проектов прорабатывается концепция онлайн-платформы «БРИКС-Транспорт». Кроме того, идет усиление кадрового направления, стартовала работа Академии Транспорта БРИКС, где проведена первая серия мастер-классов по транспортно-логистической тематике с участием ведущих экспертов Российской Федерации и других стран.
Инициатива коллег из ОАЭ по созданию глобальной логистической платформы, по словам С. Павлова, вызвала живой отклик среди участников Подгруппы по транспорту и логистике Делового Совета БРИКС. Ее запуск, планируемый в следующем году, станет важным вкладом в координацию усилий по расширению логистической и транспортной повестки:
Представитель ОАО «РЖД» также привел несколько примеров того, какая работа ведется в сфере транспорта и логистики в России. Для реализации потенциала и развития направлений «Восток – Запад» и «Север – Юг» развиваются железнодорожная инфраструктура и контейнерные сервисы.
Эфиопия: транспорт и логистика для экономического подъема
От Эфиопии принимал участие президент правления Эфиопской ассоциации экспедиторов и судоходства, представитель страны в Деловом совете БРИКС Давит Воубишет Теклемариам. По его словам, Эфиопия поддерживает позицию других стран БРИКС относительно развития транспортных коридоров и устранения узких мест в логистике и готова внести свой вклад в развитие объединения и пополнения бюджета. В ходе выступления он выделил ряд дальнейших шагов, необходимых для полноценного включения Африки в глобальные цепочки добавленной стоимости.
Эфиопия присоединилась к БРИКС в январе 2024 г., и для нее, как и для Африки в целом, очень важно развитие транспорта и логистики для обеспечения экономического роста. Эфиопия – преимущественно сельскохозяйственная страна, где продукция в основном поставляется на экспорт, при этом на долю логистики может приходиться 30−40% от стоимости поставляемых товаров. Для обеспечения экспортных потоков необходимы новые маршруты, учитывая отсутствие у Эфиопии выходов к морю.
«Для логистики Эфиопии крайне важна интеграция в глобальную цепочку поставок. Мы планируем этим активно заниматься в том числе с помощью наших партнеров по БРИКС из Китая, ОАЭ и Индии», – Президент Правления Эфиопской ассоциации экспедиторов и судоходства.
В ходе выступления Давит Воубишет Теклемариам обратил внимание на острую проблему с транспортной инфраструктурой: в стране есть несколько аэропортов, но в настоящее время для 90% всех экспортных грузов используется только один – Джибути. Это бутылочное горлышко нуждается в расширении, поэтому есть необходимость инвестировать значительные средства в создание новых транспортных коридоров и маршрутов. Давит Воубишет Теклемариам привел показательный пример: «Эфиопия импортирует до 60% нефти из Китая. Если планируется поставка из Китая в Нигерию, то на доставку товара потребуется до двух месяцев, однако при использовании мультимодальных перевозок эту задачу можно решить быстрее (?). Здесь было бы эффективным взаимодействие со странами БРИКС. Необходимо содействовать, увеличивать объемы такого рода перевозок».
По мнению представителя Эфиопии, особое внимание нужно уделить развитию логистической инфраструктуры. На Африканском континенте успешно работают коллеги из Китая: строят и оборудуют порты, аэропорты, а это содействует решению значительного количества логистических задач, которые стоят перед странами Африки. У подобного взаимодействия также есть и гуманитарный аспект, поскольку существуют, в частности, проблемы, связанные с устранением последствий природных катаклизмов и пандемий. Здесь можно привести пример с ликвидацией последствий пандемии Сovid-19, когда поставки лекарств и фармацевтической продукции осуществлялись в том числе через Эфиопию, и далее по территории всей Африки. Для этого даже пришлось переконфигурировать маршруты воздушного транспорта.
Давит Воубишет Теклемариам считает, что инфраструктурные проекты нуждаются в содействии по привлечению инвестиций и развитию механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), благодаря механизмам которого партнеры из ОАЭ и Китая уже участвуют в проектах на территории страны, а коллеги из Индии проявляют к этому интерес. За счет государственно-частного партнерства в дальнейшем могло бы быть реализовано значительное количество важных проектов, основанных на коллаборации. Это самый лучший способ решить существующие логистические проблемы, а также расширять БРИКС за счет привлечения новых стран: «Для логистики Эфиопии крайне важна интеграция в глобальную цепочку поставок. Мы планируем этим активно заниматься в том числе с помощью наших партнеров по БРИКС из Китая, ОАЭ и Индии», – подчеркнул Давит Воубишет Теклемариам и добавил, что Эфиопия является экспортером номер один знаменитого эфиопского кофе. Также на территории страны активно развито промышленное цветоводство, что мотивирует наладить холодовую цепь, которая обеспечила бы качественную транспортировку скоропортящихся товаров с помощью авиационного сообщения. Еще одно стратегическое направление развития Эфиопии – электронная коммерция, в объекты которой в стране инвестировано около 150 млн долл. США. Посредством использования инструментов электронной коммерции партнеры из стран БРИКС могут успешно реализовывать свою продукцию на всем Африканском континенте. В настоящее время у 54 государств есть доступ на рынок Африки через систему электронной торговли.
ЮАР: развитие авиационной отрасли
Участие в Деловом форуме принимала и представительница Южно-Африканской республики в лице Мпуми Мпофу, генерального директора Компании Аэропортов Южной Африки. Она также поддержали инициативы, направленные на улучшение торгово-логистической связанности с другими странами, в том числе с блоком БРИКС.
По мнению Мпуми Мпофу, запуск единого африканского воздушного транспортного рынка принес очевидные выгоды всем участникам, но есть и ряд вызовов, которые нельзя игнорировать – это дефицит аэропортов, недостаточное финансирование авиакомпаний, низкий уровень эффективности реализации с точки зрения внедрения рекомендуемой практики и стандартов международной организации гражданской авиации.
Несмотря на то, что Африка сегодня – это 17% населения планеты, она занимает долю лишь 2,5% всех пассажирских перевозок в мире, а также имеет самый небольшой флот как узко-, так и широкофюзеляжных самолетов: «Самое важное, что развитие воздушного транспорта сталкивается с ограничениями, а именно с наличием иностранных авиакомпаний на континенте, которые занимают почти 40% всех посадочных мест на всех маршрутах внутри Африки. На эти же авиакомпании приходится до 70% всех межконтинентальных пассажирских перевозок. Несмотря на рост некоторых авиалиний, например кенийских и эфиопских авиакомпаний, африканцы вынуждены лететь сначала в столицы европейских государств, прежде чем смогут добраться в другие страны Африканского континента. Таким образом, есть существенные ограничения, касающиеся предоставления услуг воздушного транспорта, включая наличия самолетов», – подчеркнула Мпуми Мпофу.
Второе ограничение касается аэропортов. Порядка 90% пассажиров, летающих через Африку, пользуются государственными аэропортами, которые обслуживают 82% пассажиропотока, или менее 1 млн пассажиров. Наблюдается недостаточная загруженность аэропортов – это серьезный вызов для их выживания, что значительно сдерживает развитие аэропортовой инфраструктуры. Еще один вызов связан с высокой стоимостью эксплуатации, пошлинными барьерами, которые касаются импорта воздушных судов. Больной темой является и законодательная нормативная база.
Вместе с тем нельзя не сказать и о возможностях, которые открываются для развития бизнеса в ЮАР, способного повлиять на увеличение количества аэропортов и воздушных судов и поспособствовать росту пассажиропотока с учетом численности населения, проживающего на территории Африки.
«Мне кажется, что БРИКС мог бы сделать успешную коллаборацию в сфере авиастроения с участием Embraer, “Ростеха” и других заинтересованных компаний», – Мпуми Мпофу генеральный директор Компании Аэропортов Южной Африки.
Недавно была запущена инициатива по либерализации рынка авиаперевозок в Африке с целью создания дополнительных прямых линий авиасообщения и обеспечения здоровой конкуренции между авиакомпаниями. Было подписано соглашение, которое является отражением Повестки дня на период 2063 года, направленное на создание единого рынка, свободной для перемещения территории, и более широкого использования авиакомпаний. Подписали соглашение все страны Африканского континента, которые входят в БРИКС, –ЮАР, Египет, Эфиопия. «В рамках БРИКС можно осуществить и несколько инициатив, в частности реализовать программы, по которым страны могли бы наладить прямое авиасообщение друг с другом, что способствовало бы увеличению объемов авиасообщения между странами БРИКС в Африке», – сказала Мпуми Мпофу и подтвердила наличие инициатив, которые могли бы обеспечить рост объема авиаперевозок определенных видов грузов по всему Африканскому континенту между странами – членами БРИКС в Африке, что также способствовало бы усилению логистической связанности, которая очень важна. Это касается взаимодействия авиакомпаний из стран БРИКС. По мнению Мпуми Мпофу, необходимо формировать и партнерские отношения с авиакомпаниями на Ближнем Востоке, усиливая их связанность с Африканским континентом, – это будет способствовать развитию авиационной отрасли.
Какие инициативы реализуются в Африке уже сейчас? Например, Китай пришел на Африканский континент со своими строительными и инвестиционными возможностями. В настоящее время уже построен новый аэропорт в Анголе, скоро он будет запущен. Появились два новых аэропорта в Замбии. Есть дальнейшие планы по строительству аэропортов. Нет сомнений, что развитие африканских аэропортов будет содействовать росту мировой торговли, в том числе между странами БРИКС.
Мпуми Мпофу озвучила и серьезную проблему дефицита самолетов. По ее данным, самолетов, которые бы соответствовали всем требованиям как для перевозки грузов, так и для перевозки пассажиров в Африке, катастрофически не хватает. Обычно самолеты поставляют компании Boeing или Airbus, но у БРИКС есть прекрасные возможности для успешной коллаборации. Есть инициатива по самостоятельной разработке самолетов странами объединения, которые бы поставлялись в страны Африки, страны БРИКС. Компания «Ростех» в настоящее время изучает возможность создания самолетов, которые могли бы использоваться для этой цели.
В качестве возможного партнера для реализации этой инициативы Мпуми Мпофу предложила бразильскую компания Embraer – одного из растущих производителей самолетов. По ее мнению, компания могла бы осуществлять техническое обслуживание и ремонт самолетов на Африканском континенте, кроме того, через Embraer можно было бы осуществлять закупку и эксплуатацию самолетов, произведенных в других странах. Как пример успешной коллаборации в авиастроении Мпуми Мпофу привела компанию Airbus, в создании самолетов которой участвуют семь компаний, а различные элементы самолета создаются и собираются в разных странах Европы. По словам Мпуми Мпофу, это лучшая коллаборация Европейского Союза. «Мне кажется, что БРИКС мог бы сделать успешную коллаборацию в сфере авиастроения с участием Embraer, “Ростеха” и других заинтересованных компаний», – выразила уверенность Мпуми Мпофу.
Усиление логистической связанности – залог успеха БРИКС
Итоги панельной сессии, посвященной международной торговле и логистической связанности стран БРИКС подвел Игорь Левитин, советник и специальный представитель Президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта (Россия).
Левитин подчеркнул важность совместной деятельности стран БРИКС по усилению логистической связанности между странами, в первую очередь за счет реализации масштабных инфраструктурных проектов.
Игорь Левитин поприветствовал и поддержал работу ОАО «РЖД» по запуску транспортно-логистического формата в Деловом Совете БРИКС, а также инициативы представителей ОАЭ и компании DP World по созданию постоянно действующей логистической платформы, которая позволит объединить все виды транспорта, для сотрудничества в области мультимодальных перевозок, экономичных как по стоимости, так и по срокам.
Редакция журнала «ЛОГИСТИКА» продолжит освещать работу БРИКС на своих страницах и готовит ряд публикаций, которые выйдут в последующих номерах журнала до конца 2024 г.
Источник изображений: Сергей Бобылёв, РИА «Новости»
*В 2024 г. в составе Рабочей группы по инфраструктуре (РГИ) Делового совета БРИКС стартовала работа Подгруппы по транспорту и логистике (ПГТЛ). Договоренность о ее создании достигнута на Годовом заседании Делового совета БРИКС в 2023 г. в Йоханнесбурге (ЮАР). Материалы о работе ПГТЛ читайте в следующих номерах журнала «ЛОГИСТИКА».