18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
29 марта в Новосибирской государственной академии водного транспорта состоялась конференция «20 лет Сибирской логистики», в которой участвовали ученые и практики Новосибирска, Омска, Томска, Красноярска.
Термин «логистика» стал необычайно популярным в последние 40 лет. В Сибири же это слово в новом значении (управление товародвижением) стало известным ровно 20 лет назад, к чему автор статьи совершенно неожиданно оказался причастным.
В 1992-93 гг. в соответствии с программой ЕС прошли зарубежную стажировку по вопросам логистики несколько групп российских транспортников: министры и их заместители, руководители главков и предприятий, ведущие специалисты. Последняя, 9-я группа, состояла из преподавателей транспортных вузов России. Ее формирование и обучение имело несколько особенностей: срок стажировки составил (включая московский этап) свыше полугода; преподавание велось в основном на английском языке без переводчика; осуществлялся конкурсный отбор на знание языка. В результате была сформирована группа из 15 преподавателей московских вузов водного транспорта и гражданской авиации, санкт-петербургских – морского и речного, железнодорожного, авиационного, Новороссийской морской академии, Нижегородского института водного транспорта, а все Зауралье было представлено доцентом Новосибирского института (преобразованного в 1994 г. в академию) водного транспорта В.С. Никифоровым.
Программа обучения была насыщенной и разнообразной: лекции в Берлине, Бонне (ФРГ), Рийсвике (Нидерланды), Дублине (Ирландия), посещение морских, речных и аэропортов (Бремен, Дуйсбург, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Амстердам, Роттердам), логистических центров, коммерческих фирм, государственных учреждений (Берлин, Дрезден, Кельн), участие в Международной экономической конференции. Кроме вопросов логистики (кстати, российские профессоры и доценты, не понаслышке знакомые с проблемами взаимодействия участников товародвижения, нередко ставили своими вопросами в тупик западных коллег), большое внимание уделялось наиболее актуальной теме – вхождение в рынок.
После теоретических занятий следовало пройти полуторамесячную «производственную практику». Благодарен судьбе, что она прошла в Ирландии. Я полюбил эту чудесную страну, ее народ (ирландцы в поведении похожи на русских), ее культуру, которую ирландцы стремятся сохранить и развить, и рад, что познакомился не только с менеджерами и сотрудниками транспортных компаний, а также с поэтами, художниками, танцорами и просто ирландцами.
Полученные знания пригодились сразу же по приезду в Новосибирск. В институте, преобразованном в академию, появился курс логистики. Поневоле пришлось стать первым лектором, автором первого в Сибири учебного пособия по логистике и научных статей. Интерес к новой науке проявился в других вузах, стали возникать первые логистические фирмы. Вот некоторые сведения из «Календаря Сибирской логистики».
1995 – первый Сибирский семинар «Интеграция транспорта и производства в условиях рынка» на базе НГАВТ, семинар по логистике на «Сибирской ярмарке».
1997 – конференция по логистике в Сибирском университете путей сообщения (СГУПС), участие в Российско-Голландском семинаре (г.Санкт-Петербург), защита первых кандидатских диссертаций по логистике в совете НГАВТ (Турищев Ю.В., Филоненко В.Г.).
1999 – на Всемирном экономическом форуме «Восток-Сибирь-Запад» представлена концепция Новосибирского мультимодального транспортного узла.
2001 – вышла монография «Новосибирский мультимодальный транспортный узел» (ред. Комаров К.Л.).
2002 – защита докторской диссертации (Филоненко В.Г.).
2003 – всероссийская конференция «Север России 2003» на базе СГУПС; в НГАВТ проведены мероприятия, посвященные 10-летию Сибирской логистики.
2004- создание ЗАО «Сибирский центр логистики» (г. Томск).
2007 – учебное пособие «Мультимодальные перевозки и транспортная логистика» (автор В.С. Никифоров) издано в Москве тиражом 1700 экз.; переиздано в 2013 г. в качестве учебника под названием «Логистика».
2008 - открытие в СГУПС специальности «Логистика цепей поставок».
2008 – 1-я Региональная конференция «Логистические центры Сибири».
2011 – создание Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири.
К сожалению, практические результаты применения логистики оставляют желать лучшего. И дело не только в кризисе. Логистикам (ученым и педагогам) и логистам (руководителям и специалистам) не хватает того, на чем зиждется логистика: интеграции, взаимодействия, объединения усилий в достижении конкретной цели. На речном транспорте пример в этом отношении подает ОАО «Томская судоходная компания», создавшая региональную логистическую систему производства, транспортировки и сбыта нерудных строительных материалов. Опыт ТСК показывает, что успех приходит к тому, кто соединяет богатый отечественный опыт взаимодействия промышленности, транспорта, клиентуры с логистической концепцией, доказавшей свою эффективность в условиях развитого рынка.
Владимир Никифоров
профессор НГАВТ