18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Общий объем грузооборота Чувашской Республики составляет 17,0–18,0 млн т ежегодно, при этом наибольшую долю составляет внутри- и межрегиональный поток, доля которого колеблется в пределах 80–90%, доля экспортного грузооборота составляет порядка 1,5–2,0%, доля импортного не превышает 3,0–5,0%. В общем объеме грузовых перевозок лидерство принадлежит железнодорожному и автомобильному транспорту, доля которых в 2012–2013 годах составила соответственно 30 и 60% общего грузооборота Чувашской Республики. Прочие виды транспорта не играют существенной роли в грузоперевозках региона.
При этом в сравнении с другими регионами Приволжского ФО объемы грузоперевозок в Чувашской Республике невелики: так, согласно данным Росстата, Чувашская Республика по объемам железнодорожных грузоперевозок занимает последнее место в Приволжском ФО, а по объемам перевозок автомобильным транспортом – предпоследнее (на последнем – Республика Марий Эл).
На территорию региона ежегодно ввозится порядка 5,9–6,0 млн т товарной продукции. При этом в структуре входящего грузопотока преобладают такие категории, как строительная и минеральная продукция (33%), продукты питания (16%), машины, оборудование, металлопродукция (13%), товары народного потребления (10%). Объем вывоза товарной продукции из региона существенно ниже и составляет порядка 2,3–2,5 млн т ежегодно, при этом наибольшая доля в структуре вывоза представлена продукцией машиностроительной и химической промышленности – суммарная доля составляет около 64% (рис. 1).
Рисунок 1
Структура входящего и исходящего грузопотока
на территории Чувашской Республики по итогам 2014 г.
(железнодорожный и автомобильный транспорт)
Рисунок 2
Структура потенциального спроса на логистические услуги
в Чувашской Республике, %
При этом следует отметить, что большая часть услуг в сфере транспортировки и хранения грузов, управления запасами и цепочками поставок на территории Чувашской Республики выполняется собственными транспортно-логистическими службами предприятий-товаропроизводителей, дистрибуторов или ритейлеров. По оценкам экспертов, собственные подразделения предприятий и организаций выполняют порядка 65–70% от общего объема логистических операций.
Емкость рынка транспортно-логистических услуг Чувашской Республики снижается в 2013–2014 годах (рис. 3).
Рисунок 3
Динамика емкости рынка логистических услуг Чувашской Республики
в 2010–2014 гг. в натуральном выражении, млн т
В 2013 году резкое снижение емкости рынка транспортно-логистических услуг Чувашской Республики (–14,6% от уровня 2012 года) обусловлено в первую очередь снижением объема грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом, которые являются крупнейшим сегментом рынка транспортно-логистических услуг как на территории Чувашской Республики, так и на территории Российской Федерации в целом.
Согласно данным Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, в январе-июне 2015 года наблюдается снижение промышленного производства (–11,4% от уровня аналогичного периода 2014 года). По оценкам экспертов, снижение емкости транспортно-логистического рынка Чувашской Республики продолжится в 2015 году и может составить до –1,0…3,0% от уровня 2014 года. Спад емкости рынка транспортно-логистических услуг обусловлен в частности общим снижением объема перевозок в импортно-экспортном направлении вследствие санкционного режима экономики РФ.
Рисунок 4
Прогноз емкости рынка транспортно-логистических услуг
Чувашской Республики в 2015–2025 гг.
По оценкам специалистов ООО «Агентство Маркет Гайд», спрос на транспортно-логистические услуги на территории Чувашской Республики в перспективе (2016–2025 гг.) будет расти под влиянием роста промышленного и сельскохозяйственного производства, развития розничной торговли, строительного сектора. По мере развития транспортно-логистического рынка на территории Чувашской Республике будет увеличиваться спрос на услуги управленческой логистики.
Согласно базовому прогнозу экспертов, рост спроса на транспортно-логистические услуги Чувашской Республики в перспективе до 2025 года составит порядка 1,2–2,0% ежегодно, что позволит достичь показателя 17,6 млн тонн (это выше уровня 2014 года на 2,3 млн тонн, т.е. на 15,0%) .