28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
28 июня под контролем Россельхознадзора стартовала первая перевозка скоропортящегося груза, оснащенная оборудованием постоянного контроля состояния и местонахождения продукции, в рамках утвержденного Правительством Российской Федерации эксперимента по сквозному контролю холодовой цепи* при транспортировке пищевых продуктов, требующих особых условий перевозки. Эксперимент будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности населения Российской Федерации посредством использования информационных систем и технологий для постоянного контроля условий хранения и перевозки товаров. Для сбора и обработки информации, содержащей координатно-временные и температурно-влажностные параметры, используется автоматизированная система мониторинга на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» («АСМ ЭРА»), а также оборудование партнёра АО «ГЛОНАСС» по проекту - ООО «Интеллектуальные Транспортные Системы». Первую перевозку организует и обеспечивает член Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) — ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные Системы». Логистическую составляющую координирует центральный аппарат АСОРПС.
Перевозка носит тестовый характер. Тестируется несколько схем размещения оборудования, режим и корректность работы датчиков в сформированных схемах для выбора оптимальных вариантов в целях обеспечения последующих этапов эксперимента.
В рамках первого старта груз помещен в крупнотоннажный рефрижераторный контейнер, оснащенный термодатчиками, электронными пломбами и другим необходимым оборудованием, подключенным к системе «АСМ ЭРА», а затем направлен по железной дороге из Новосибирска в Хабаровск. Контроль за состоянием груза на всем пути его следования осуществляется с помощью «АСМ ЭРА», обеспечивающей информационное взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС») в соответствии с требованиями Россельхознадзора.
Участники проекта и регуляторы смогут получить доступ к «АСМ ЭРА» и через веб-интерфейс наблюдать за перемещением транспортных средств или контейнеров со скоропортящимися грузами, отслеживать соблюдение заданного температурно-влажностного режима. Система дает возможность контролировать работу транспортных средств на различных маршрутах; уведомлять заинтересованные стороны при изменении условий хранения и транспортировки груза; анализировать результаты мониторинга.
Эксперимент продлится до конца лета, с каждой поездкой он будет усложняться. В ближайшее время планируется «проезд» в формате мультимодальных грузоперевозок: транспортное судно – перемещение по железной дороге – автомобильные транспортировки. Старт следующего этапа под руководством Россельхознадзора и Росрыболовства намечен на июль 2020 г.
Помимо АО «ГЛОНАСС», являющегося одним из ключевых участников пилотного проекта по формированию системы мониторинга грузоперевозок и контроля над соблюдением температурного режима скоропортящихся грузов, ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные Системы» и ОАО «Позитрон» (в настоящее время – выделенное структурное подразделение ООО «Интеллектуальные Транспортные Системы», специализирующееся на телематических решениях), которые ранее подписали партнерское соглашение об участии в эксперименте, согласие на сотрудничество с АО «ГЛОНАСС» и участие в следующих этапах эксперимента уже выразили члены АСОРПС - «Аврора-Логистик», «Рефперевозки», «Дальрефтранс», ЗАО ИПК «Страж», а также компания «Лорус». Транспортно-логистические операторы предоставляют контейнерное оборудование для масштабного тестирования в рамках различных маршрутов перевозок грузов с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта. Поставщики оборудования уже подключены к «АСМ-ЭРА», производятся финальные настройки. Масштабное тестирование имеющихся на рынке решений позволит выбрать наилучшие для закрепления требований на государственном уровне.
Напомним, что сквозной контроль холодовой цепи при транспортировке грузов является одной из приоритетных задач транспортно-логистической отрасли. Реализация проекта даст возможность в будущем уйти от тотального физического контроля перевозок скоропортящихся товаров и перейти к риск-ориентированному подходу при проведении контрольно-надзорных мероприятий во время перемещения грузов.
Указанная работа проводится в рамках реализации Плана мероприятий «дорожной карты» по формированию системы транспортировки и контроля скоропортящихся грузов, утвержденному поручением Правительства Российской Федерации от 01.08.2019 № МА-П9-6562. При разработке российской системы мониторинга участники эксперимента опираются в первую очередь на нормативную базу, в том числе на регламенты Таможенного союза.
«Государство уделяет повышенное внимание продовольственной безопасности населения, в связи с чем Правительством была одобрена дорожная карта по формированию системы транспортировки и контроля скоропортящихся грузов. Нарушения температурного режима при транспортировке и хранении «скоропорта» (рыба, мясо, овощи, фрукты и т.п.) имеют крайне негативные последствия для здоровья людей. В рамках проводимых АО «ГЛОНАСС» технологических работ особенно важной мы считаем возможность подключения к нашей системе решений различных производителей и выбора лучших из них в качестве обязательных или рекомендованных», – рассказала Александра Аронова, заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС».
«Введение системы по контролю непрерывной холодовой цепи на государственном уровне – это первый шаг к наведению порядка в доставке качественных продуктов питания. До сегодняшнего дня этим глобально никто не занимался. Основной плюс системы для экспедиторских компаний, осуществляющих доставку скоропортящейся продукции, заключается в том, что пропадает необходимость предъявлять груз для многократного досмотра ветеринарным и иным контролирующим службам. Это прямая экономия на затратах, связанных с досмотром скоропортящихся грузов», - отметил Президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синев.
*Холодовая цепь — комплекс организационно-технологических мер, обеспечивающих поддержание необходимого температурного режима на всём пути движения грузов от производителя к потребителю.