18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Почему покупатели все чаще выбирают онлайн? За счет чего e-commerce продолжит расти внушительными темпами? Какое влияние оказывают главные игроки интернет-торговли на смежные отрасли и зачем развивать BTS в складах рассказывает Захар Вальков, Исполнительный директор Radius Group.
Модели покупательского поведения продолжают меняться. Потребность в гипермаркетах, которые были очень популярны 5 лет назад, падает, в 2020 году по данным исследовательского центра «Делойт» доля россиян, предпочитающих совершать покупки в минимаркетах выросла до 46%, а на долю гипермаркетов приходится только 23% и по итогам текущего года цифра будет еще меньше. Неуклонно растет популярность маркетплейсов, 45% планируют совершать больше покупок в онлайне и это – не краткосрочный тренд, вызванный влиянием пандемии, e-commerce с нами всерьёз и надолго.
Трафик и прибыль в гипермаркетах снижаются год к году потому как ценность времени возросла, люди не хотят тратить его на поездку за покупками в выходной день всей семьей, это перестало быть развлечением. Однако у покупателей сохранилась потребность приобретать много разных товаров в одном месте, то есть все еще есть запрос на широкий ассортимент (как в гипермаркетах). К этому добавилась необходимость закрывать ассортимент быстрой доставкой или шаговой доступностью, т.е. это либо покупки в маркетплейсах, либо – магазины у дома, популярность которых, кстати, тоже растет.
Однако, главное действие происходит на маркетплейсах, именно они обеспечивают основной рост сегменту e-commerce, драйвят его. По разным данным в 2020 году рынок онлайн-торговли в России вырос на 55-57%, примерно на 50% он станет больше в 2021. Более того, несмотря на скептические прогнозы ряда экспертов, до 2025 года рынок e-commerce в России будет продолжать расти, правда немного изменив темпы (по данным Data Insight в 2022 году рост составит порядка 38%, в 2023- 30%, в 2025 – 25%). Это очень хороший темп, он позволит к 2025 году стать больше в 4 раза и рынок e-commerce достигнет 11,1 трлн руб (сейчас он на уровне 3,9 трлн руб). Важно еще раз подчеркнуть, что именно маркетплейсы являются основой роста для рынка e-com, на крупнейших игроков (таких как Wildberries, Ozon, Яндекс, Aliexpress/Tmall, Goods) и egrocery приходится порядка 72% всех заказов в 1 полугодии 2021 года.
Активное развитие e-commerce продолжит влиять на смежные рынки, меняя их. Прежде всего речь идет о логистике и складах, которые являются инфраструктурной основой, обеспечивающей этот рост.
«Ритейл, логистика и склады – это очень зависимые друг от друга сегменты, тесно связанные и взаимно влияющие на развитие, - рассказывает Захар Вальков. - Последние 15 лет, за время развития цивилизованного рынка складов в России, мы видели, что трансформация складской недвижимости всегда следовала за изменением потребностей ритейлеров. В начале 2000-х годов современные форматы складов начали развиваться как альтернатива и замещение старой инфраструктуры ещё советского периода, чтобы поддержать готовые или формирующиеся на тот момент индустрии ритейла. Вторая эволюционная волна пришлась на 2013 год, она расширила потребности рынка. Здесь основными клиентами выступали крупные федеральные торговые сети, которым для обеспечения амбициозных темпов роста потребовались более современные распределительные и мультитемпературные склады под широкий ассортимент продукции».
Третью волну условно можно отнести к 2016 году, здесь главным заказчиком стали онлайн-ритейлеры, а основной продукт, который востребован таким клиентом – фулфилменты. Вообще, склады стали активно дифференцироваться. Компании начали оснащать объекты более технологичным оборудованием, что предусматривало определённую степень автоматизации, и в свою очередь повлияло на энерговооружённость.
Сейчас процесс продолжается, мы видим более кастомизированный спрос, ритейлеры все чаще стали строить здания под себя по схеме build-to-suit, предъявляя к зданиям не только технические, но и экологические требования. В ряде случаев девелоперы вынуждены уходить от традиционных big box-ов с точки зрения нагрузок и высотности, и оснащать их такими вещами, как температурный контроль, различные температурные режимы, а также внедрять сложные инструменты автоматизации. При этом не обязательно объекты должны быть крупными, увеличится спрос на покупку и аренду относительно небольших блоков – от 10 до 15 тыс. кв. м, так называемые смарт-склады, «зеленые» блоки с внедренной автоматизацией, по расположению – вблизи транспортных развязок и идеально вписывающиеся в концепцию эластичной логистики.