18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Недавно о результатах масштабного реформирования таможенной службы рассказал руководитель ФТС Владимир Булавин главе Правительства Михаилу Мишустину на встрече 11 августа. Своим мнением о том, как совершенствуется работы таможенной службы с *** делится старший научный сотрудник Института контрольно-надзорной деятельности РАНХиГС Галина Баландина.
Практически полный переход организации таможенного администрирования на цифровые технологии потребовал изменения структуры таможенных органов и концентрации декларирования товаров в центрах, работающих только с электронными документами. В прошлом году завершилось введение в строй 16 таких центров, где теперь сосредоточено 99,8% таможенного оформления. Под действие технологии автоматической регистрации и выпуска подпадает каждая четвертая декларация.
Участники ВЭД уже оценили удобство использования единых лицевых счетов и личных кабинетов, напичканных электронными сервисами. На профессиональных форумах положительно отзываются о сокращении времени таможенного оформления, оптимизации процесса декларирования и более комфортных процедурах, повышающих открытость и предсказуемость таможенных операций.
У таможни амбициозные планы. Стратегия развития службы до 2030 г. направлена на «формирование качественно новой, насыщенной "искусственным интеллектом", быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, "умной" таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства». В краткосрочных планах ФТС – наладить систему управления рисками на товарные партии, построить интеллектуальные пункты пропуска и внедрить «туннельные технологии» с выпуском товаров в пунктах пропуска.
Чего не хватает?
Прежде всего, объединения усилий с другими госструктурами, контролирующими перемещение товаров через границу. Без синхронизации и интеграции таможенных процессов с информационными технологиями других ведомств и служб, на прохождение административных процедур для перевозчиков, импортеров и экспортеров можно лишь снизить излишние затраты, но не устранить их полностью.
Использование бумажных документов при прохождении товаров через границу, дублирование сведений при их представлении в различные органы, неоднократные осмотры и досмотры товаров – по-прежнему реалии сегодняшнего дня, хотя их доля и уменьшается. Но чтобы «насовсем» расстаться с устаревшими процедурами, требуется большая вовлеченность таможенной службы в развитие механизма «Единого окна». ФТС вполне способна занять роль лидера (организатора, координатора, держателя) этого механизма! Пример его частичной реализации уже продемонстрирован в таможенном информационном портале «Морской порт».
Также нуждаются в упрощении сами таможенные процессы. Двухуровневое таможенное законодательство (ЕАЭС и России), несмотря на множество источников, имеет «серые зоны» и разночтения в толковании и правоприменении. А классификация товаров по ТН ВЭД, определение таможенной стоимости, определение и подтверждение страны происхождения товаров, применение условий таможенных процедур подчиняются довольно сложным правилам. Снять эту напряженность можно только взаимодействием консультативного характера между таможенной службой и участниками ВЭД и их объединениями, что исключает полную автоматизацию процессов.
Руководитель ФТС России отмечает взаимное движение таможни и бизнеса навстречу друг другу – и эта положительная тенденция нуждается в развитии. Каждый участник ВЭД должен точно и детально понимать свои обязанности в связи с ввозом и вывозом товаров, и рассчитывать на определенные сроки выпуска (что пока не всегда происходит на практике). Поэтому разрыв личного контакта между выпускающим инспектором и участником ВЭД с целью исключить даже потенциальные коррупционные связи не должен пагубно сказываться на клиентоориентированности таможенной службы.
В заключение отметим, что сейчас к низкой категории риска относятся лишь крупные компании, составляющие менее 10% всех импортеров и экспортеров. Дальнейшая настройка таможенных и иных административных процедур поможет их упростить для остальных компаний. Что, в свою очередь, поспособствует вовлечению в круг участников ВЭД новых организаций и предприятий, которые предпочитают не выходить на внешний рынок или отдавать внешнеэкономическую деятельность на аутсорсинг.