18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
27 марта 2013г в ТПП РФ Международный логистический клуб совместно с Комитетом по Логистике ТПП РФ, Гильдией логистических операторов МТП провели Круглый стол на тему «Инновационные технологии Логистики в условиях функционирования Евразийского экономического союза».
В Круглом столе приняли участие более 60 специалистов: участники транспортно-логистического рынка, представители Государственной Думы РФ, Министерства Транспорта РФ, Евразийской экономической комиссии, Федерального агентства «Росграница», представители профессиональных объединений, ТПП РФ, прессы.
Круглый стол открыл председатель Комитета по Логистике ТПП РФ д.э.н. Дунаев О.Н.
С коротким докладом, обозначившим основные проблемы логистики в стране в условиях Евразийского экономического пространства, выступил первый заместитель председателя Комитета по Транспорту ГД РФ, председатель Координационного Совета по оптимизации процедур перемещения внешнеторговых и транзитных грузопотоков при Комитете по Транспорту Государственной Думы РФ Брячак М.В.
Он рассказал о большой работе, проводимой в Комитете и Координационном совете в части гармонизации законодательства, выделив Закон о гос. Границе РФ и закон о таможенном администрировании. Подчеркнув, что не все пункты Киотской конвенции выполняются правильно, М.В. Брячак выделил важность Парламентских слушаний 4.04.13 г. и предложил специалистам принять в них участие. Он рассказал о работе по организации взаимодействия экспертов Евразийской экономической комиссии и Координационного совета, предложил обсудить варианты на Круглом столе. Он также предложил участникам все предложения по новым логистичесим технологиям, решение Круглого стола и протокол направить в адрес Координационного совета для последующей плановой работы.
Модератор Круглого стола Зубаков Г.В. сформировал регламент работы, обозначил крупные блоги работы. Он предложил в первой части форума обсудить логистические технологии и подходы по современным реализациям «единого окна» управления транспортно-логистическими процессами, проблемы этого важнейшего интеграционного направления, механизмы учета мнения экспертного сообщества и организации пилотных проектов по апробации новых технологий. Во второй части Круглого стола участники решили обсудить проблемы транспортной логистики, технологические и организационные аспекты транспортно-экспедиторского сообщества.
С подробным докладом о подходах к технологиям «единого окна» в Европейской экономической комиссии «Применение стандартов ЕЭК ООН и других международных организаций при внедрении механизма ‘Единого окна» выступил известный эксперт в данной теме, автор исследования ЕЭК, Коростелев В.Ю. Им также были высказаны мнения о причинах неудач проекта в РФ.
В острой дискуссии, развернувшейся по теме, приняли участие Зубаков Г.В., Холопов К.В., Лякишева М.В., Азаров Ю.Ф., Ткачев В.А., Кучкаров З.А., Кожанков Ю.А., Титюхин Н.Ф., Лойшнер У., Хотько А.Н., Титов В.А., Магарин В.Б.,
Зубаков Г.В. высказал мнение, что механизмы «единого окна» заработают тогда, когда в их основу будут поставлены фундаментальные положения логистики, управления цепями поставок. Проекты по данной теме инициирует практически каждое ведомство, и все проекты, в результате, выхолащиваются по причине отсутствия в нормативных документах каждого из этих ведомств нормативных актов, подтверждающих заинтересованность этих ведомств в движении логистических потоков по транспортным коридорам страны. Он выделил большую работу, которую проводит ФА «Росграница» по оптимизации потоков в пограничных пунктах пропуска, высоко оценил инициативу ФА по формированию Экспертного совета при Общественном совете агентства. В заключении было высказано мнение в заинтересованности в реализации проектов по «единому окну» Евразийской экономической комиссии. Модератор предложил в дальнейшем проводить Круглые столы по аналогичному формату, без четкой детальной повестки, формату в котором обозначены только крупные блоки. По его мнению, это поможет преодолеть складывающуюся в последнее время тенденцию превращения круглых столов в, своего рода, конференции, на которых мнение экспертов не всегда удается услышать. Круглый стол должен служить, в первую очередь, вопросам обозначения проблемы, обмена опытом, поискам ее решения. Вопросы рекламы и формальных выступлений должны уйти из формата форума.
Холопов К.В. поддержал тему, задав основной вопрос, о том к какой государственной организации эксперты должны обращаться за поддержкой? Тему проекта, в отсутствие реальной заинтересованности ведомств в его успешной реализации развили Кожанков Ю.А., Азаров Ю.А., Лякишева М.В. Советник DLA Paper М. Лякишева остановилась на вопросах упрощения формальностей при таможенном администрировании, освещенных в Дорожной карте, высказала предложения по проведению парламентских слушаний по теме «единого окна». Председатель Общественного Совета «Росграницы», президент Евразийсой логистической ассоциации Титюхин Н.Ф. подробно рассказал о работе Общественного совета и «Росграницы» по организации учета мнения экспертного сообщества при внедрении современных технологий в работу агентства. Он высказал мнение о возможности распространения опыта агентства по формированию Экспертных советов при Общественных советах федеральных ведомств.
Директор ТЛЦ, член ОС «Росграница» Ткачев В.А. рассказал о проводимом под эгидой агентства эксперименте по «электронной очереди» в МАПП через государственную границу РФ. Он подчеркнул важность целостности рассмотрения «электронной очереди» только вместе с логистическими технологиями предварительного информирования, электронного декларирования, электронного осуществления и учета платежей. Очень интересное выступление академика РАЕН, д.т.н. Кучкарова З.А. было посвящено организационным аспектам механизма единого окна. Докладчик подчеркнул ряд важнейших моментов, таких как: отсутствие четко определенных, достижимых и измеримых целей; отсутствия системы понятий и терминов, в которых будут формулироваться эти цели. Он высказал настоятельную необходимость выстроить целостную и непротиворечивую систему нормативных правовых актов поддерживающих цели ведомств в проекте на законодательном уровне, превратить их в систему подзаконных актов, постановлений правительства, приказов министерств, методик, процедур и регламентов (или норм прямого действия), которые формируют низовой оперативный уровень. Низовой уровень, по мнению З.А. Кучкарова должен логически продолжать стратегию, а не превращать ее в противоположность по известной фразе «хотели как лучше, а получилось как всегда». Эксперт предложил два принципа, которыми необходимо руководствоваться для успешной реализации проекта Первый ключевой принцип – «нужно всем находиться не внутри законодательства, а над законодательством, которое противоречиво, разрозненно. ведомственно, разношерстно и принципиально не улучшаемо путем так называемого «совершенствования» и «гармонизации»». Второй ключевой принцип – необходимость кардинального изменения технологии нормотворчества, на такую, при которой создается единая концептуальная модель, охватывающая всю эту область. Далее – единая семантическая сеть понятий, терминов. Нормы деятельности, все правоотношения прописываются уже как «подстрочник» смыслов и целей. Таким образом, сначала гармонизируются понятия и термины, а потом гармонизируется законодательство, только потом, а не в начале. З.А. Кучкаров предложил организовать Штаб реформы сферы «единого окна» – международной транспортно-логистической деятельности. Он должен возглавляться не менее, чем вице-премьером. Если это будет поручено отдельному министру, или руководителю Федеральной службы или агентства – желаемого эффекта трудно достигнуть. Будет многомесячная межведомственная переписка, которая растянется на годы. Штаб реформ, по мнению эксперта, должен быть межведомственным, в него должный войти представители соответствующих министерств, служб, агентств, профильных комитетов Думы, представителей нашего экспертного сообщества и крупных игроков этого рынка и их ассоциаций. Рабочая группа этого Штаба должна выработать целостную понятийную систему, комплексное предложение по реформированию законодательства, лучше, если это будет, скажем, Транспортный кодекс РФ, который уже вынести хоть на комиссию Евразийского союза, хоть на более широкий международный уровень. Его надо будет последовательно отстаивать, провести все общественные слушания, чтения и т.д. принять и внедрить. Таким образом, все накопленные проблемы будут решены целостно, комплексно и однократно. Выступление Кучказова З.А. было поддержано участниками. В коротком выступлении А.Н. Хотько выступил с критическими замечаниями в адрес формального понимания рекомендаций ЕЭК. Он подчеркнул, что технические аспекты проекта – не главное. Поддержав мысль об отсутствии четко определенной терминологии проекта, он остановился на путанице, возникающей по этой причине. Эксперт обозначил проблему кропотливого и аккуратного и не быстрого выстраивания нормативно-правового поля, связанного с гармонизацией межведомственного документального потока стран Евразийского союза и, как следствие, проблемы межведомственного взаимодействия и электронного обмена данными. Он отметил важность проекта по оптимизации структуры электронных таможенных документов. Эксперт подчеркнул, что нет необходимости стремиться к гармонизации всего и вся. Необходимо выделить критические моменты и аккуратно работать.
Вторую часть Круглого стола открыл доклад Судакова Е.Д., президента вновь образованной наднациональной организации «Евразийский союз транспортных и логистических ассоциаций». В докладе он подчеркнул необходимость создания объединения, остановился на крупнейших проблемах транспортно-экспедиторской деятельности. Прозвучал анализ формального отношения к проблемам законодательных актов РФ о Транспортно-экспедиторской деятельности и о Транзите. Е.Д. Судаков высказал мнение о необходимости обязательной сертификации транспортно-экспедиторских услуг. Докладчика поддержал профессор Холопов К.В., критически охарактеризовав существующую ситуацию на транспортно-экспедиторском рынке. Была высказана идея проведения отдельной экспертизы 87 ФЗ. Зубаков Г.В., приведя примеры из авиатранспортной логистики, высказал идею, что отсутствие механизмов обязательной сертификации транспортно-экспедиторских услуг и лицензирования транспортно-экспедиторской деятельности приводят к потере рынка в пользу западных компаний, являются базовой причиной отсутствия стандартов информационного взаимодействия в технологиях «единого окна». В прозвучавших в ходе дальнейшей дискуссии мнениях Лякишевой М.В., Рудой И.Р., Антонова Д.Л., руководителя отдела Транспортных коридоров и логистики Минтранса РФ Алексеева А.Л. прозвучали критические аргументы и сомнения в части, высказанных мнений об обязательной сертификации.
Участники Круглого стола высказали общее мнение о необходимости продолжении дискуссии по нормативным вопросам Транспортной экспедиции и Транзита, включив данные вопроса в повестку дня очередных заседаний Координационного Совета ГД РФ.
Участники Круглого стола предложили направить письмо от Координационного совета в адрес Председателя Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества Христенко В.Б. об организации Экспертного совета при Консультативном совете.
Участники Круглого стола высказали общее мнение о продолжении дискуссии по проблемам логистических технологий «единого окна» на площадке ТПП РФ и более высоком уровне, с учетом высказанных на данном Круглом столе мнений. Высказано мнение о необходимости проведения специальных парламентских слушаний по данному вопросу.
Участники Круглого стола предложили обратиться в Комитет по Транспорту ГД РФ с предложением распространить опыт ФА «Росграница» по механизму организации экспертных советов при Общественных советах федеральных ведомств, для учета мнения экспертного сообщества и экспертизы, проводимых ведомствами проектов.
Участники Круглого стола предложили сформировать выступление по организационным и технологическим аспектам «единого окна», высказанным на Круглом столе.
Геннадий Зубаков
Директор МЛК,
заместитель председателя Комитета по Логистике ТПП РФ