18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Как показывают данные международной Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в 2021 году после падения годом ранее полностью восстановился объем перевозок из Казахстана. При этом ставки на перевозки из страны изменились незначительно, а перевозки в страну существенно подорожали, особенно по направлению Россия – Казахстан.
В 2020 году количество заявок на междугородные перевозки из Казахстана магистральным транспортом сократилось по сравнению с 2019 годом на 30%, что объяснялось ковидными ограничениями и снижением деловой активности из-за локдауна. Но в 2021 году спрос восстановился – число заявок на перевозки выросло на 41%, вернувшись к уровню 2019 года.
При этом цены на перевозки в страну несколько увеличились – в 2021 году в среднем ставки выросли на 10% по сравнению с 2020 годом и на 12% – по сравнению с 2019 годом, достигнув тысячи долларов. В целом этот рост можно назвать соответствующим общему уровню инфляции, и объясняется он преимущественно ростом издержек, в том числе удорожанием топлива. Приблизительно такая же ситуация наблюдается и внутри страны.
Отметим, что казахстанский рынок в плане динамики цен на автомобильные грузоперевозки можно назвать нетипичным – во время пандемии многие страны, в том числе в ЕАЭС и Украине, столкнулись с ростом спроса, дефицитом дальнобойщиков и, как следствие, резким ростом ставок. Так, по данным ATI.SU, перевозки из Украины подорожали на 17%, из Беларуси — на 34%. В России в 2021 году ставки выросли на 20-25%, а перевозки по России с Дальнего Востока за счет роста китайского импорта подорожали почти в два раза.
Вместе с тем ситуация в других странах сказывается на перевозках в Казахстан. Так, в прошедшем году количество заявок на перевозки сравнению с 2020 годом выросло лишь на 2%, однако ставки существенно увеличились, составив в среднем по году 2,2 тысячи долларов. Здесь, безусловно, сказывается дефицит водителей в других странах, прежде всего в России – именно северный сосед вносит наибольший вклад в ценовое движение на рынке международных перевозок. Также сказались и очереди на китайской границе, хотя их влияние на ставки не стоит переоценивать, поскольку многие грузоотправители на этом направлении в сложившихся условиях перешли на доставку железнодорожным транспортом.
Наблюдаются и другие тенденции в международных перевозках в Казахстан – в марте произошел ценовой всплеск, когда в разгар мирового логистического кризиса, связанного в том числе с аварией в Суэцком канале, ставки достигали 5-6 тысяч долларов за перевозку. Но к лету произошло снижение до 1,3-1,5 тысяч долларов, а затем — новый рост к ноябрю до 2-3 тысяч долларов на фоне доставок предновогодних заказов.
В целом по мнению экспертов ATI.SU, казахстанскому рынку уже в 2022 году предстоит столкнуться с дефицитом водителей-дальнобойщиков, поскольку этот дефицит объясняется фундаментальными причинами – развитием онлайн-ритейла и сервисов внутригородской доставки, куда из-за высоких зарплат и более комфортных условий труда по всему миру переходят работавшие прежде на дальних перевозках водители. Вместе с тем в силу некоторой обособленности рынка Казахстан должен избежать острого логистического кризиса, в отличие от стран Восточной Европы, откуда дальнобойщики массово переезжают на Запад за более высокими зарплатами.