18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Уральские компании-перевозчики жалуются на серьезные финансовые проблемы из-за несвоевременных расчетов со стороны владельцев грузов. Если ситуация не изменится в ближайшее время, то с рынка уйдут многие игроки, а Свердловская область потеряет рабочие места и добросовестных налогоплательщиков.
Проблема коснулась всех без исключения сегментов рынка грузоперевозок. На возникший кассовый разрыв жалуются автоперевозчики, железнодорожные перевозчики и даже морские линии.
«На рынке железнодорожных перевозок практика отсрочки платежей становится, к сожалению, все более популярной и игрокам рынка приходится с этим мириться. Исключением является только РЖД, поскольку они являются монополией и не будут перевозить груз без предварительной оплаты. Железнодорожный тариф РЖД оплачивают экспедиторы, но компенсацию потраченных средств они получают не раньше, чем через 30-60 дней. Кроме того, образовался профицит подвижного состава – платформы простаивают из-за недостатка контейнеров и общего снижения количества перевозок. В связи с этим владельцам платформ тоже приходится идти на финансовые уступки, принимая отсрочки платежей», - рассказывает управляющий Контейнерным терминалом «C.I.T.» (входит в ГК «Оборонснабсбыт») Валерий Денисов.
В автотранспортной сфере многие клиенты стали требовать отсрочки, достигающей 60 и даже 90 дней. Автотранспортные компании вынуждены идти на такие условия, так как в противном случае рискуют потерять клиентов, а простой транспортного средства для них – еще более мрачная перспектива, рассказывает заместитель директора по экономике ИП «Белянин» (сфера автоперевозок) Елена Белянина.
Проблема наблюдается и в сфере водных перевозок. «Среди наших клиентов есть те, кто просит отсрочки, - рассказывает специалист по перевозкам водными видами транспорта компании «Автоир» (ЯНАО) Виктория Тарасенко. – На уступки мы идем далеко не всем, только проверенным клиентам, тем более, что компаньоны в сфере грузоперевозок работают с нами только по стопроцентной предоплате».
Проблема с отсрочкой платежей является следствием кризиса в транспортной отрасли. Изменение экономической ситуации привело к снижению погрузок и финансовым проблемам грузовладельцев, которое вылилось в несвоевременную оплату перевозок и демпингу цен в борьбе за клиентов.
«Ситуация характерна для рынка, и не только екатеринбургского. Мощности недогружены у многих транспортных компаний, что приводит к ценовым войнам. Аналогичная ситуация наблюдается в Европе и в Китае. Столь серьезной проблемы ранее никогда не было», - отмечает исполнительный директор транспортной группы Fesco Сергей Мухин.
Для восполнения текущего кассового разрыва перевозчики вынуждены оформлять «короткие» потребительские кредиты под высокие проценты. Однако сейчас даже на такие невыгодные займы рассчитывать могут далеко не все: банки стали весьма избирательны в привлечении клиентов. Отсутствием проблем с кредитованием могут похвастаться лишь очень крупные компании. Всем остальным приходится искать иные выходы из положения, предлагая клиентам-грузовладельцам дополнительный сервис или новые формы транспортировки грузов.
Сергей Мухин (группа Fesco) считает, что в борьбе за клиентов так или иначе необходимо участвовать, иначе заказчики просто уйдут к конкурентам. Выходом из ситуации, по его мнению, может стать предложение дополнительных услуг для владельцев грузов и консолидация различных сервисов в одном продукте.
«В таких условиях необходим индивидуальный подход к клиентам. Нужно каждый заказ и каждый вопрос отсрочки платежей рассматривать отдельно, смотреть на то, насколько надежным является заказчик. В случае, если клиент важен, нужно идти на уступки», - отмечает Виктория Тарасенко («Автоир»).
Генеральный директор транспортной компании «Кит» Михаил Попов в качестве решения проблемы приводит в пример опыт работы своей компании: «Наши клиенты обычно заказывают перевозку небольших партий грузов, и суммы получаются достаточно небольшие. В комплексе это позволяет добиться работы всей компании и регулярных платежей. Кроме того, необходимо пересматривать свои финансовые потоки и договариваться с собственными поставщиками».
Помимо этого, выходом из сложного положения транспортников может стать и создание отраслевых объединений. Так, в апреле текущего года отделение АСМАП в УрФО и Пермском крае приняло решение обратиться к руководству субъектов РФ в Уральском регионе с инициативой создания фонда, который бы выделял деньги автоперевозчикам на текущие нужды без процентов или под небольшой процент. Однако до сих пор инициатива не нашла отклика. Компании, работающие в других сегментах рынка грузоперевозок, объединяться пока не пытались.