18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
В последние несколько лет в России активно развивается сервис доставки контейнеров посредством ускоренных контейнерных поездов, или УКП.
УКП – это железнодорожные составы, которые формируются исключительно из платформ для перевозки контейнеров и ходят строго в соответствии с установленным расписанием без остановок или с их минимальным количеством в пути. На сегодняшний день организовано регулярное движение УКП на различных участках, в основном на пути из Москвы и Санкт-Петербурга в Китай и на Дальний Восток России.
Среди преимуществ нового вида сервиса игроки рынка выделяют следующие:
Последний пункт как раз и стал возможным, благодаря внедрению современных информационных технологий на контейнерных терминалах. Подобным проектом была разработка и внедрение системы Интеллектуальный Контейнерный Терминал на одной из станций «ПАО ТрансКонтейнер» под Новосибирском в конце 2017 года, в рамках которой основной подрядчик – компания «СОЛВО» - реализовала ряд инновационных решений, в том числе по работе с ускоренными контейнерными поездами.
Так, информационная система позволяет регистрировать вагоны и составы в системе различными способами, в том числе с использованием специального комплекса камер видео-фиксации и специализированных программных алгоритмов для распознавания номеров вагонов ж/д состава в момент прибытия. Помимо этого система может в автоматическом режиме составить планы погрузки морских контейнеров на платформы УКП на основании технических условий, проконтролировать процесс обработки и сгенерировать необходимые отчетные документы.
Расписание прибытия/убытия контейнерных поездов
Запуск сервисов доставки контейнеров посредством УКП различными операторами накладывает новые требования к информационным системам терминалов и станций, одно из них - необходимость в автоматизации расписания прибытия и убытия поездов. Так, например система Solvo.TOS позволяет создать расписание УКП, на основании которого система автоматически планирует отправку конкретных заказов по отправлению, сопоставив данные о пункте доставки для контейнеров из заказа и станции назначения контейнерного поезда, времени отправления и другие. Например: на терминал приходит заказ, в рамках которого должен быть отправлен контейнер клиенту в г. Забайкальск, указаны способ доставки - «УКП» - и дата – 15 сентября. При поступлении данного заказа система автоматически анализирует расписание УКП и при наличии поезда на Забайкальск в плане на эту дату включит данный контейнер в список погрузки для конкретного поезда. А так же при завозе данного контейнера на терминал для отправления система оптимально планирует место размещения данного контейнера на складе для дальнейшей минимизации времени обработки.
Сотрудник терминала может легко создавать расписания УКП в системе управления как вручную, используя специальный интерфейс, так и импортировать расписание поездов из сторонних ИС.
Учёт прибытия УКП
Долгое время при обработке ж/д фронта на российских контейнерных терминалах приёмосдатчикам было достаточно воспользоваться мобильными ТСД для фиксации визита составов. При появлении УКП появилась необходимость моментального заведения информации о прибытии/убытии поезда на терминале.
Благодаря таким технологиям, как оптическое распознавание символов (OCR), на контейнерных терминалах появилась возможность автоматической идентификации прибытия/убытия железнодорожных составов, в том числе УКП. Таким образом, это привело к экономии времени приёмосдатчиков и тальманов.
Номера контейнеров и платформ считываются камерами видео-фиксации в момент прибытия состава и сразу же распознаются с помощью специализированных программных алгоритмов. Эта информация в режиме реального времени передается в систему Solvo.TOS, и происходит автоматическое создание работ на документальное оформление визита, а за счет автоматического заполнения полей в документах экономится время приемосдатчиков.
Соблюдение технических условий (ТУ, МТУ)
Отправка любого груза невозможна без соблюдения правил размещения контейнеров на вагоне и их развесовки в зависимости от модели платформы. Проверять соответствия правильности погрузки контейнеров на вагоны в соответствии с ТУ и МТУ вручную, используя справочники, становится очень трудоёмким процессом, особенно в условиях требуемой оперативности при формировании ускоренных контейнерных поездов. Поэтому и здесь на помощь приходят современные информационные технологии. Так, например, в системе управления контейнерными терминалами Solvo.TOS предусмотрена возможность учета ТУ и МТУ при автоматической проверке соответствия правильности погрузки контейнеров на вагоны (платформы), а также в режиме автоматического построения плана погрузки контейнеров.
Планирование погрузки и выгрузки УКП
Планирование погрузки отдельных вагонов вручную при помощи классических xls таблиц уходит в прошлое, для этого теперь используются специализированные инструменты. Кроме того, появились расширенные требования к подобным системам в свете необходимости формирования УКП с учётом сотен разных параметров и ограничений. В системе Solvo.TOS есть специальный графический интерфейс «Ускоренные контейнерные поезда», который позволяет пользователю оперативно и просто вводить в систему исходные данные об УКП, с которыми предстоит работать и осуществлять планирование погрузки в разных режимах – ручном, полуавтоматическом и автоматическом. Для планирования в автоматическом режиме пользователю достаточно при создании нового поезда в системе указать его длину в условных вагонах, количество контейнеров, которое планируется к погрузке, и дать команду системе на автоматическое планирование через контекстное меню. В ручном режиме при формировании ж/д подач на погрузку планировщик перетаскивает контейнеры из списка погрузки мышкой на доступные платформы по технологии drag and drop. При возникновении каких-либо несоответствий в конфигурации вагонов, весах или других условиях система мгновенно выдает ошибку и комментарий с объяснением, каким конкретно правилам учёта ТУ и МТУ не соответствует данное действие, и предложит замену. Система также следит за тем, чтобы, к примеру, один и тот же вагон не был добавлен в состав разных поездов. При добавлении вагонов в состав УКП система автоматически производит расчет длины контейнерного поезда, суммируя значения параметров вагона - длина по осям автосцепок – и производит сравнение с значением длины УКП в условных вагонах.
Благодаря автоматическому режиму подбора вагонов для погрузки УКП в значительной степени экономится время планировщиков, и предотвращаются человеческие ошибки. Так, система будет подбирать вагоны с учётом таких параметров, как годность, срок стоянки, дата ремонта, собственник, остаточный пробег и других.
При автоматическом планировании погрузки на УКП система управления запускает алгоритмы оптимизации размещения контейнеров. Например, если вагонов больше, чем контейнеров, система следит, чтобы контейнеры распределились по всей подаче равномерно. Если, наоборот, вагонов мало, то запускается алгоритм уплотнения.
При планировании размещения контейнеров на вагонах система отдает приоритет погрузке вагонов контейнерами одной станции назначения.
Приём/отправка контейнера с ж/д на терминале
Информационные технологии в значительной степени позволяют ускорить и упростить приём контейнеров с прибывших на контейнерный терминал составов. Для этого используются мобильные Wi-Fi терминалы сбора данных, система распознавания символов (OCR). При этом система управления будет в автоматическом режиме формировать работы на разгрузку для техники, например: для RTG, RMG или ричстакеров. При этом система согласно правилам маршрутизации распределяет работы между участниками процесса.
Для пользователей системы доступно специальное графическое приложение, где отображается в схематичном виде весь ход погрузки/разгрузки вагонов в реальном времени. Система позволяет отображать как состояние всего ж/д фронта, так и состояние по отдельным веткам (группам путей, расположенных на одном железнодорожном фронте) и составам. Это позволяет диспетчеру держать весь процесс постоянно под контролем и вовремя реагировать на инциденты.
Заключение
Значение информационных технологий на морских или тыловых контейнерных терминалах в современных реалиях сложно переоценить. В ближайшем будущем нагрузка на железнодорожный фронт может возрасти, так, например в 2018 году Российским Экспортным Центром (РЭЦ) планируется довести число железнодорожных контейнерных маршрутов в Китай до трех. Таким образом, практика использования УКП будет расширяться, а значит потребует наличия эффективного инструментария у операторов перегрузочных комплексов – и здесь не обойтись без современных информационных технологий, способных не только учитывать вагоны и грузы, но и оптимизировать процессы, управлять ими в реальном времени и помогать в принятии решений.
В качестве примера, приведём цитату представителя ПАО «ТрансКонтейнер» о предварительном расчете эффективности всего комплекса инструментов в составе единой информационной системы на базе Solvo.TOS для их контейнерных терминалов: «Использование ИКТ позволит добиться сокращения простоя вагона под грузовыми операциями на 0,1 суток, уменьшить оборот вагона на 0,1 суток, сократить время простоя контейнера на 2 суток, уменьшить оборот контейнера на 0,2 суток, минимизировать непроизводительные пробеги в процессе производства погрузо-разгрузочных операций на площадке, что, в свою очередь, приведет к сокращению потребления электроэнергии, топлива, затрат на содержание ГПМ и затрат на ремонт контейнерной площадки».