18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Ключевые события и тенденции ноября:
РЖД повторно пересмотрело прогноз погрузки сети в сторону понижения. По итогам 2013 г. погрузка сети ожидается на уровне 1 233 млрд. т (-3,1% от уровня 2012 г.). Мы считаем данный прогноз оптимистичным и ожидаем годового падения на уровне 3,2%.
Сохраняется негативный тренд рынка вагоностроения СНГ. В связи с падением цен полувагонов на 25% и сохранением арендных ставок на уровне 600 руб./сутки производители вынуждены сокращать себестоимость производства продукции. По итогам 2013 г. ожидается падение рынка СНГ до 85 тыс. вагонов (-30% от уровня 2012 г.).
Правительство РФ определилось со схемами поддержки вагоностроения на 2014-2016 гг., пообещав выделить из бюджетных средств субсидии лизингодателям в размере 7,1 млрд. руб.
Несмотря на утвержденную ранее Правительством РФ нулевую индексацию тарифов, объем инвестиционной программы РЖД на 2014-2016 гг. остался неизменным - 1,2 трлн. руб.
Французский Alstom и немецкий Siemens ввиду неблагоприятной конъюнктуры рынка снижают плановые прогнозы и реализуют cost-cutting мероприятия, сокращая штат.
Трансмашхолдинг (ТМХ)
Новые контракты
ТМХ поставит Эстонским железным дорогам в 2014 г. четыре маневровых локомотива ТЭМ ТМХ. Объем сделки не раскрывается. Первый локомотив поступит в апреле, далее каждый следующий месяц будет поступать по одной машине. На данный момент в Эстонии уже эксплуатируется четыре тепловоза ТЭМ ТМХ.
Совместное предприятие
ТМХ и Литовские железные дороги могут создать СП по производству локомотивов и ж/д техники. Стороны сотрудничают с 2004 г. В разные годы ТМХ поставлял в Литву пассажирские и грузовые вагоны, рельсовые автобусы, локомотивные дизеля, маневровые и магистральные тепловозы.
Отчетность
Выручка ЗАО «Трансмашхолдинг» по РСБУ за 9 мес. 2013 г. возросла на 20% (по сравнению с 3 кв. 2012 г.) до 56,9 млрд. руб., валовая прибыль составила 2,5 млрд. руб. (+8,9%), чистая прибыль увеличилась до 5 млрд. руб. (+85,8%).
Метро
Бакинское метро (Азербайджан) до конца 2013 г. приобретет у ТМХ три состава (15 вагонов). Стоимость сделки не раскрывается. Ранее, ТМХ предоставил Бакметрополитену пятивагонный состав «Ока» для полугодового тестирования на линиях бакинского метро. По окончании 6 месяцев состав был возвращен ТМХ.
Демиховский завод
В 2013-2018 гг. обновится парк электричек Подмосковья и будет отремонтирована часть подмосковных ж/д платформ. Планируется закупить 106 составов производства Демиховского завода на средства федерального и регионального бюджетов. Ценовые параметры сделки не раскрываются.
ГК Синара
Поезда для ВСМ
Синара может использовать технологию производства «Ласточек» (выпускаются СП Siemens и Синары ООО «Уральские локомотивы») при производстве МВПС для российских ВСМ. Базовой платформой производства поездов является четвертое поколение поездов Velaro («Сапсан»).
Производство Desiro Rus - «Ласточка»
Президент РФ Владимир Путин посетил ООО «Уральские локомотивы» в связи с открытием производства поездов «Ласточка». В соответствии с соглашением «Уральских локомотивов» и РЖД до 2020 г. планируется произвести 1 200 вагонов (240 составов). В 2014 г. предприятие планирует выпустить первые девять электропоездов (45 вагонов) и пройти сертификацию, в 2015 г. планируется поставить РЖД 30 составов.
Завод в Волгограде
Группа «Синара» планирует открыть в г. Волгоград предприятие по производству трамваев и вагонов метро. Ожидается, что это создаст большое количество рабочих мест и обеспечит развитие легкорельсового транспорта на юге России. На данный момент решено организовать рабочую группу и проработать возможность открытия производства и программу обновления электротранспорта Волгограда.
Вагоностроение
Субсидирование новых вагонов
Определен механизм субсидирования закупки инновационных вагонов. Запланированные на 2014-2016 гг. субсидии в размере 7,1 млрд. руб. получат лизинговые компании. Предусмотрено два способа получения государственной поддержки: субсидирование процентных платежей по лизингу в первом году в размере 7,45% и скидка в размере 130 тыс. руб. при покупке инновационного вагона и одновременной сдаче в утилизацию старого. Ожидается, что принятые государством меры стабилизируют рынок производства подвижного состава, а также увеличат объем налоговых поступлений от производителей. Экономический эффект проекта 2014-2016 гг. оценивается в 26,1 млрд. руб.
Рынок вагоностроения
По итогам 2013 г. ожидается падение выпуска грузовых вагонов в СНГ до 85 тыс. вагонов (-30% от уровня 2012 г.). За 9 мес. 2013 г. объем производства вагонов упал более чем на 30% и составил 65,8 тыс. единиц. Выпуск полувагонов сократился в 2,5 раза (до 27,2 тыс. ед.), цистерн - на 15% (10,2 тыс. ед.), а производство крытых вагонов увеличилось до 6,6 тыс. вагонов (+72%).
Уралвагонзавод
Выручка завода за 9 мес. 2013 г. по РСБУ упала на 23% (от уровня 3 кв. 2012 г.) до 51,5 млрд. руб. Впервые после кризиса 2009 г. завод продемонстрировал убыток (-1,2 млрд. руб. по итогам 3 кв. 2013 г.). Ухудшение финансового положения завода связывают с сокращением спроса (-27% по плану 2013 г.) и 21% падением цен на подвижной состав (с 2,1 млн. руб. до 1,6).
УВЗ намерен построить во Вьетнаме завод по сборке подвижного состава. Меморандум о сотрудничестве был подписан заводом в присутствии президентов РФ и Вьетнама. Строительство завода позволит УВЗ расширить свое присутствие на рынке подвижного состава Вьетнама.
ОВК
ОВК и «Могилевский вагоностроительный завод» (МВСЗ) подписали соглашение о сотрудничестве. Документ предусматривает выпуск на мощностях МВСЗ тележки Barber (модели 18-9855, 18-9810), грузовых полувагонов на ее базе (модели 12-9853 и 12-9761-02) и поставку со стороны ОВК комплектующих, а также сбыт продукции на территории СНГ. 13.11.2013 ОВК и Tatravagonka запустили СП AO «Railway Casted Components» в Словакии по производству крупного вагонного литья для тележек Barber. Мощность завода – 3 600 вагонокомплектов/год. Общий объем инвестиций в СП составит около €20 млн. Railway Casted Components уже получило российский сертификат соответствия, а отгрузка продукции намечена на начало 2014 г.
ТВЗ
Сотрудники ТВЗ в январе 2014 г. отправятся в корпоративный отпуск, а с февраля выйдут на работу в режиме неполной рабочей недели. Меры вызваны неблагоприятной рыночной конъюнктурой, не обеспечивающей полной загрузки предприятия.
Крюковский ВСЗ
Крюковский ВСЗ по итогам 9 мес. 2013 г. сократил выпуск грузовых вагонов до 5,2 тыс. вагонов (-43,6% от показателя 3 кв. 2012 г.). Выпуск пассажирских вагонов за 9 мес. 2013 года составил 68 ед. (+19% от уровня 9 мес. 2012 г.).
Российские железные дороги
Сбербанк и РЖД
Сбербанк профинансирует строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в Москве и регионах в размере 100 млрд. руб. РЖД и банк создадут СП по строительству и управлению ТПУ. Предполагаемый срок окупаемости проекта – от 10 до 12 лет, совокупный объем частных инвестиций (с учетом средств банка) – 547 млрд. руб.
Инвестиционная программа
Несмотря на нулевую индексацию тарифов, инвестиционная программа РЖД на 2014 г. не изменится и составит 391,3 млрд. руб. В 2015 г. бюджет программы составит 419,8 млрд. руб., а в 2016 - 438,4 млрд. Обновление ТПС в 2014-2016 гг. планируется на уровне 1529 локомотивов (в 2014 г. - 629, в 2015 г. – 450, в 2016 г. – 450). Совокупный объем программы в 2014-2016 гг. составит 1,2 трлн. руб.
Эффективность
В связи с большой долей бюджетных средств (43% или более 500 млрд. руб.) в инвестпрограмме РЖД до 2016 г. возможна законодательная привязка её величины к показателям эффективности монополии. В процесс анализа каждого инвестиционного проекта компании планируется включить обязательную проверку на улучшение показателей эффективности (пропускной способности, средней скорости движения, грузооборот и др.). Целевые значения показателей на данный момент разрабатываются профильными ведомствами.
Погрузка
РЖД ухудшило прогноз погрузки сети по итогам 2013 г. до -3,1% или 1 233 млн. т. Месяцем ранее монополией уже снижался прогноз годовой погрузки сети (с -2,4% до -2,8%). Ожидается, что по итогам 2014 г. рост погрузки сети составит 1 246 млн. т. или 1,1% от прогнозного уровня 2013 г.
ВСМ «Москва-Екатеринбург»
РЖД планирует начать проектирование ВСМ «Москва-Екатеринбург» в 2014 г. Магистраль пройдет через Пермь, Уфу и Челябинск. Завершение строительства намечено на 2020 г., предварительная протяжённость магистрали – 1595 км, пассажиропоток – 10-13 млн. человек в год, скорость движения – до 350-400 км/ч. Ожидаемый бюджетный эффект проекта в 2014-2019 гг. составит 174,6 млрд. руб. и 1,5 трлн. руб. в ходе его последующей эксплуатации. Примечательно, что в октябре 2011 г. на проектирование ВСМ уже было выделено 3 млрд. руб.
Субсидии
В 2014 г. из федерального бюджета РФ монополии будет выделено 24,3 млрд. руб. на компенсацию недополученной выручки от пригородных пассажирских компаний. Ранее предполагалось, что в 2014 г. федеральный бюджет сократит субсидии до 12,5 млрд. руб., а регионы будут самостоятельно компенсировать РЖД финансовые потери в связи с предоставлением инфраструктуры и тяги пригородным пассажирским компаниям. Ожидаемый по итогам 2014 г. убыток от пригородных перевозок составит 25 млрд. руб. Всего в 2014 г. РЖД получит от государства 78 млрд. руб.
Продажа дочерних обществ
Совет директоров РЖД рассмотрит вопрос об изменении долей/прекращении участия в капитале некоторых ДЗО (продажа 25% доли ООО «Аэроэкспресс» и 50% акций ОАО «Вагоноремонтное предприятие «Грязи»). По итогам 2013 г. РЖД планирует выручить 34 млрд. руб. от продажи долей в ДЗО в случае одобрения сделок правительством РФ. Также совет директоров рассмотрит вопросы о прекращении участия РЖД в ОАО «Московский механический завод «Красный путь», ОАО «Алатырский механический завод», ОАО «НИИТКД», ОАО «Ишимский механический завод» и ЗАО «РТ-ДВ». В 2014-2015 гг. РЖД может продать 50% - 2 акции «Транстелекома». Ориентировочная сумма сделки (при успешной реализации мер увеличения капитализации компании) - 37 млрд. руб., потенциальный покупатель - Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). «Транстелеком» - магистральный оператор связи, эксплуатирующий сеть передачи данных вдоль железных дорог, которая принадлежит РЖД. Текущая стоимость компании составляет около 30 млрд. руб. при выручке в 27,1 млрд. руб. по итогам 2012 г.
Отказ от плацкарта
В перспективе монополия намерена полностью отказаться от плацкартных вагонов в связи с их недостаточной комфортабельностью. Рассматривается возможность замены плацкартных вагонов двухэтажными сидячими. В период 2014-2016 гг. монополия планирует направить 280 млрд. руб. на обновление подвижного состава.
Приватизация
Планируемая в 2014 г. приватизация 5% пакета акций РЖД отложена до реализации мероприятий по повышению капитализации монополии. Ранее планировалось в 2014-2016 гг. приватизировать 25% - 1 акция РЖД. (5% в 2014 г. и 20% в 2015-2016 гг.). Мероприятия по повышению капитализации компании включают долгосрочное тарифообразование на основе установленной доходности на инвестированный капитал, утверждение порядка взаимодействия государства и РЖД при реализации проектов с длительным сроком окупаемости и разработку системы компенсации на поддержание низких тарифов на ж/д перевозки.
Поставщики
РЖД просит своих поставщиков снизить в 2014 г. цены на 10%, что позволит компании сэкономить 38,5 млрд. руб. В середине октября РЖД направило письма с таким предложением 68 своим поставщикам, в т. ч. ТМХ, Синара и Евразхолдинг. Ни одно из предприятий не согласилось в 2014 г. снизить закупочные цены.
Грузовые операторы и собственники локомотивов/вагонов
Трансконтейнер
За 9 мес. 2013 г. выручка по МСФО увеличилась на 5,3% до 28,7 млрд руб., прибыль от операционной деятельности - на 2,6% до 6,1 млрд руб. Чистый долг компании за 9 месяцев вырос на 24,7% и составил 11 млрд. руб.
Объем контейнерных перевозок подвижным составом компании в 3 кв. 2013 г. сократился на 3,3% и составил 373 тыс. TEU. В связи с ростом конкуренции внутри сегмента ж/д перевозок, а также ухудшением конъюнктуры рынка ввиду замедления экономического роста РФ, рыночная доля и рентабельность «Трансконтейнера» продолжают снижаться.
Rail Garant
«Сибур» продал 4 364 цистерны для перевозки сжиженного углеводородного газа Rail Garant за 11,5 млрд. руб. Rail Garant сделка позволит стать крупным игроком на растущем рынке перевозок сжиженного углеводородного газа.
Brunswick Rail
Brunswick Rail подписала контракт о покупке у «Уралвагонзавода» в 2013 г. инновационных вагонов. Компания планирует использовать данный подвижной состав для нужд собственного транспортного подразделения «Профтранс» для перевозки генеральных грузов. Сумма контракта и количество покупаемых вагонов не раскрываются.
За 9 мес. 2013 г. по МСФО выручка компании снизилась на 14,4% - до $193,8 млн. (по сравнению с 3 кв. 2012 г.). Операционная прибыль сократилась на 41,5% и составила $72 млн., чистая прибыль сократилась на 58,9% до $22,8 млн.
Сергей Парсегов, CFA, Покровка финанс
Алексей Вязовский
Матвей Бондаренко
Михаил Чудновский