18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Трансмашхолдинг
Поставка ТЭМ ТМХ
В феврале 2014 г. Трансмашхолдинг начнет поставку АО «Литовские железные дороги» 20 тепловозокомплектов локомотива ТЭМ ТМХ. Тепловозокомплекты для последующей сборки локомотивов будут поставляться на локомотиворемонтное депо г. Вильнюс. На текущей момент в Литве уже эксплуатируется 51 локомотив ТЭМ ТМХ.
Wartsila TMH Diesel Engine
Совместное предприятие, созданное финской Wartsila и ТМХ в 2010 г. на площадях ОАО «Пензадизельмаш», планируется ввести в эксплуатацию в марте этого года. Раннее планируемая дата ввода СП – 2012 г. была перенесена из-за недобросовестного подрядчика.
Заморозка контракта
Подписание контракта с ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (ДЗО ТМХ), выигравшего в декабре 2013 г. тендер на поставку 66 вагонов для Петербургского метро, приостановлено ввиду подачи жалобы ООО «Киров-электротранс» (ДЗО ОАО «Кировский завод») в ФАС. В жалобе ООО «Киров-электротранс» пытается оспорить отклонение своей заявки на участие в тендере.
Метровагонмаш
В 2013 г. ОАО «Метровагонмаш» (ДЗО ТМХ) поставило Московскому метрополитену 342 вагона (312 ед. – модель «Ока», 30 ед. – «Русич»). Ориентировочная стоимость электротранспорта – 17 млрд. руб. В 2014 г. Московский метрополитен планирует закупить 352 вагонов.
Группа Синара
Сертификация 2ЭС6
ООО «Уральские локомотивы» (СП Синары и Siemens) получило новый сертификат соответствия на серийное производство электровозов серии 2ЭС6 «Синара». Срок действия предыдущего сертификата на серию 2ЭС6, выданного в 2010 г., истек 31 декабря 2013 г.
Внедрение IRIS
ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» (ДЗО Синары) успешно завершило внедрение стандарта IRIS. IRIS – стандарт, направленный на повышение качества и надежности производимой предприятием ж/д продукции.
Городские транспортные решения. UTS
ООО «Городские транспортные решения. UTS» (СП Синары и испанской CAF) представила прототип вагона для Московского метро. Составность поезда составляет от 4 до 8 вагонов, максимальная скорость - 100 км/ч, срок службы - 30 лет. С данной моделью вагона предприятие намерено участвовать в тендере Московского метрополитена, который будет объявлен в феврале 2014 г.
Производители вагонов
Субсидии
Правительство РФ опубликовало постановление, утверждающее правила предоставления субсидий на приобретение инновационных вагонов. Сумма субсидирования в 2014-2016 гг. составит 7,1 млрд. руб. (2,6 млрд. в 2014 г., 2,3 млрд. – 2015, 2,2 млрд. – 2016 г.), а ожидаемый эффект для бюджета - 26,1 млрд. руб.
Продление сроков службы
Росжелдор представил Минтрансу на рассмотрение концепцию проекта по продлению срока службы грузовых вагонов. Документ предусматривает увеличение сроков эксплуатации вагонов в полтора раза. Для некоторых вагонов срок службы может составить около 50 лет, что приведет к дальнейшему перенасыщению рынка вагонами.
Уралвагонзавод (УВЗ)
На УВЗ завершился первый этап сертификации по стандарту IRIS. Бюджет проекта - более 10 млн. руб. Ожидается, что внедрение IRIS позволит улучшить качество продукции и повысить эффективность производства.
УВЗ завершил размещение дополнительного выпуска акций в пользу Росимущества на сумму 5,4 млрд. руб. Уставный капитал завода увеличился на 12% и составил 50 млрд. руб. Акций были оплачены деньгами (1,5 млрд. руб.) и акциями 7 машиностроительных предприятий (в т.ч. Тверского вагоностроительного завода, Уральского завода транспортного машиностроения, Томского электротехнического завода, НПО
«Электромашина»).
Тихвинский вагоностроитель-ный завод (ТВСЗ)
ООО «СКФ Тверь» (ДЗО шведской SKF) поставит ТВСЗ более 40 тыс. подшипниковых узлов для производства тележек инновационных вагонов. SKF является ведущим мировым производителем подшипников. Ожидается, что использование подшипников SKF в тележках увеличит межремонтный пробег вагонов до 800 тыс. км (с текущих 500 тыс. км) и снизит эксплуатационные затраты.
Тверской вагоностроитель-ный завод (ТВЗ)
По итогам 2013 г. ТВЗ поставил Федеральной грузовой компании (ФГК) 400 пассажирских вагонов (включая двухэтажные, габарита RIC и вагоны для составов постоянного формирования).
Алтайвагон
В 2014 г. Алтайвагон планирует запуск производства новых моделей подвижного состава - крытого вагона 11-2135-01 (4 тыс. ед. в год) и полувагона 12-2141 (3 тыс. ед. в год). Полувагон 12-2141 обладает повышенными объемом кузова 94 м3 и увеличенной предельной нагрузкой на ось.
Крюковский вагоностроитель-ный завод (КВСЗ)
В 2014 г. КВСЗ планирует поставить Гомельскому вагоностроительному заводу (Беларусь) не менее 20 вагонокомплектов для сборки пассажирских вагонов. В 2013 г. КВСЗ поставил в Беларусь 23 вагонокомплекта для сборки пассажирских вагонов.
РФБУ «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» возобновило действие сертификатов грузовых вагонов производства КВСЗ. Действие сертификатов на вагоны КВСЗ было приостановлено с 25 сентября 2013 г.
Российские железные дороги
БАМ и Транссиб
Стоимость проекта расширения Байкало-Амурской магистрали и Транссиба возросла и составила 1,2 трлн. руб. Ранее Правительством была согласована программа расширения до 2020 г. стоимостью около 560 млрд. руб. (300 млрд. - инвестпрограмма РЖД, 260 млрд. – средства бюджета). Причина увеличения – пересмотренная в сторону повышения погрузка участка сети, не соответствующая ранее планируемым показателям.
Продажа дочерних компаний
В феврале 2014 г. РЖД выставит на продажу 100%-1 акция ОАО «Алатырский механический завод». Начальная цена пакета – 166,3 млн. руб. Основные виды деятельности предприятия: производство запасных частей для подвижного состава и ремонт компонентов подвижного состава.
Нефтеналивные грузы
Несмотря на рост добычи нефти и переработки нефтепродуктов в 2013 г., объем перевозок нефтепродуктов ж/д транспортом упал на 3,1% (до 250,3 млн. т). Причина падения – переориентация грузоотправителей с железнодорожного на другие виды транспорта (трубопроводный, авто- и речной) ввиду сбоев в подаче и уборке вагонов, задержки отправления составов и увеличения тарифов на транспортировку.
Олимпийские игры в г. Сочи
С 24 января РЖД изменит график движения электропоездов на Черноморском побережье с целью обеспечения пассажиропотока в 7 тыс. чел./час для транспортировки участников и гостей Зимних Олимпийских игр в г. Сочи. В перевозке задействуют 38 электропоездов «Ласточка» и 8 электропоездов ЭД4М. Ежесуточно они будут осуществлять по 413 рейсов.
Высокоскоростная магистраль (ВСМ-2)
Несмотря на подготовку РЖД обновленного финансового плана и модели строительства ВСМ «Москва-Казань», проект будет отложен на неопределенное время. Причина – желание государства отложить реализацию проекта до «более энергичной экономической ситуации». Ориентировочная стоимость проекта составляет более 1 трлн. руб., предполагаемая доля государственных средств – 62,7%.
Займы и кредиты
Общий объем заимствований РЖД в 2014 г. планируется на уровне 100 млрд. руб. (50 млрд. - инфраструктурные бонды, остальные 50 млрд. - евробонды, рублевые облигации и кредиты). В конце января РЖД проведет road show в Европе. После размещения евробондов монополия намерена определиться с планами по объему кредитов и рублевых облигационных займов.
Неполная занятость
В 2014 г. РЖД планирует сохранить неполную трудовую неделю для своих сотрудников. По итогам 2013 г. порядка 13,5% (более 130 тыс. чел.) работали неполную трудовую неделю. Монополия намерена пересматривать данную позицию ежемесячно в зависимости от конъюнктуры рынка ж/д услуг.
Пассажиропоток и погрузка
По итогам 2013 г. пассажиропоток сети составил 1,8 млрд. чел. (+2,1% от уровня 2012 г.). На дальнее сообщение пришлось 110,7 млн. чел. (16,3% всего пассажиропотока), на пригородное - 970,1 млн. чел (83,7%). Пассажирооборот составил 138,5 млрд. пасс.*км (-4,2% от показателя 2012 г.). Погрузка сети по итогам 2013 г. упала на 2,8% (к базе 2012 г.) до 1 237 млн. т, а грузооборот – на 1,2% (до 2 196 млрд. т*км).
Сергей Парсегов, CFA
Матвей Бондаренко