18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
На рынке офисной недвижимости появилась новая ниша – маленькие помещения в бизнес-центрах высокого класса. Если раньше небольшие блоки можно было найти только среди низкокачественных офисов, то сейчас возможно снять или купить маленький офис в классе B. Эксперты компании Praedium связывают данный тренд с развитием сегмента редевелопмента и ростом спроса на качественные офисы небольшого формата.
Представляя собой экономный вариант, маленькие офисные помещения площадью 100-250 кв.м. всегда пользовались спросом на рынке. Порядка 60% запросов на аренду приходится именно на небольшие помещения. Они востребованы со стороны организаций малого бизнеса (с численностью коллектива 10-15 человек), а также международными и российскими компаниями, которые только вышли на рынок и пока не испытывают потребности в больших площадях.
Однако найти качественное помещение малого размера в современном бизнес-центре было практически невозможно из-за особенностей планировки здания и крупной нарезки площадей. «Девелоперы предпочитают делать открытую планировку этажа (open space), что уменьшает потери полезной площади, снижает коридорный коэффициент и, соответственно, увеличивает финансовую выгоду арендодателя. В свою очередь меньшее число арендаторов снижает их ротацию и создает меньшую нагрузку на управляющую компанию», – объясняет Александр Ошурко, заместитель генерального директора Praedium.
На сегодня мы наблюдаем появление небольших офисов в зданиях более высокого сегмента. Аналитики компании связывают данный тренд с увеличением числа проектов редевелопмента. На территории бывших промышленных зон возводят высококачественные здания с расширенным ассортиментом офисных площадей.
На рынке появилось несколько компаний, специализирующихся на редевелопменте и новом строительстве, которые предлагают офисные помещения в мелкую нарезку. Проекты в данном сегменте реализуют компании Stone Hedge, Imagine Estate и ряд других.
«Средние рыночные ставки аренды на офисные помещения небольшого формата в качественных объектах класса В лежат в диапазоне 600-900 долл./кв. м/год. Как правило, арендная ставка на маленькие офисы на 15-20% выше стоимости аренды на большие блоки в этом же бизнес центре», – отмечает Александр Ошурко.
Стоимость продажи помещений в офисном центре на стадии строительства лежит в диапазоне 3000–5000 долл./кв. м. После ввода в эксплуатацию и запуска объекта в работу цена продажи существенно увеличивается и составляет уже 4500-7000 долл./кв. м.
Среди действующих бизнес-центров, предлагающих мелкую нарезку, наиболее известны: Nagatino i-Land, «Трио», «Магистраль-Плаза», «Барклай-Плаза», «Гранд Сетунь Плаза», «Ярд». Из строящихся объектов можно отметить бизнес-центры: Bankside, «Смарт Парк», Neo Geo и прочие.
«Следует отметить, что в обозначенных проектах уже практически нет свободных помещений на продажу. Мы отмечаем высокий спрос на маленькие офисные помещения, которые очень быстро раскупаются. Если учитывать ограниченное число проектов редевелопмента, то в ближайшей перспективе можно ожидать дефицит подобных помещений», – резюмирует Александр Ошурко.
Татьяна Гущина
PR-менеджер
Компания Praedium