18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
По расчетам ИПЕМ, отсутствие правил организации грузовых железнодорожных перевозок, соответствующих текущей ситуации в отрасли, могло привести в 2012 году к невывывозу 3% от общей погрузки. Чтобы ликвидировать негативное воздействие на экономику, отрасли требуются немедленные изменения в нормативно-правовой базе.
Руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом «Подходы к разработке перспективной модели управления парками порожних вагонов» на конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов РФ».
Реформирование железнодорожной отрасли полностью изменило конфигурацию рынка грузовых перевозок – сегодня на инфраструктуре общего пользования более 1800 компаний коммерческую деятельность по предоставлению вагонов под погрузку. Отсутствие соответствующих произошедшим изменениям правил организации деятельности столь большого количества участников рынка приводит к нерациональному использованию инфраструктуры, в частности, возрастанию несанкционированного отстоя вагонов и значительному увеличению порожнего пробега.
По словам эксперта, данная проблема имеет значительные экономические последствия: дополнительные 640 млн вагоно-км порожнего пробега в год вкупе с увеличением переработок порожних вагонов уменьшают мощности сортировочных станций, что в конечном итоге приводит к невывозу грузов. В 2012 году объем невывезенного груза мог составить 38 млн тонн, а это 3% от общей погрузки за весь соответствующий год.
Данная проблема требует немедленных изменений в существующем законодательстве. Владимир Савчук выделил основные нормативные аспекты управления парком порожних вагонов:
• На сегодняшний день у перевозчика и владельца инфраструктуры есть правовые основания наложить ограничения или отказать в перевозке грузов. При этом для порожних вагонов подобные основания для ограничения или отказа в перевозке отсутствуют. Необходимо заполнить этот пробел и законодательно закрепить основания для отказа в перевозке порожних вагонов. Кроме того, целесообразным видится наложение на перевозчика и владельца инфраструктуры обязанности по предложению перевозки по альтернативному маршруту при его наличии.
• Целесообразно обеспечить возможность взимания платы за простой вагонов, не задействованных в перевозочном процессе. Для этого потребуется внесение изменений в «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками», а также разработка и утверждение тарифа на услугу по размещению порожних вагонов на инфраструктуре общего пользования.
• В рамках представленного ранее проекта ИПЕМ по созданию правил движения порожних вагонов целесообразно законодательное оформление перечня железнодорожных станций, рекомендованных для длительного простоя подвижного состава, и перечня железнодорожных станций, не рекомендованных для длительного простоя подвижного состава.
Эксперт представил перечень необходимых изменений в нормативно-правовую базу РФ для создания системы управления порожним парком. В частности, целесообразным представляется:
• Правительству РФ утвердить предлагаемые изменения к Постановлению Правительства «Об утверждении положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками».
• Министерству транспорта РФ утвердить «Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования запроса на перевозку порожних вагонов».
• Федеральной службе по тарифам разработать и утвердить методику расчета платы за простой подвижного состава; рассчитать и утвердить размер платы; внести в соответствующее тарифное руководство изменения, предполагающие установление правил расчета и взимания платы за перевозку порожних вагонов по фактически пройденному расстоянию.
• Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор) утвердить методику формирования перечня железнодорожных станция для простоя вагонов с возможностью ежегодной корректировки; разработать и принять правила перемещения порожних вагонов, включая определение компенсации за такое перемещение; разработать и принять методику определения максимального значения пропускной способности инфраструктуры и станций.
Белов Сергей
Руководитель отдела по связям с общественностью ИПЕМ