18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Сегодня введен в эксплуатацию грузовой перрон аэропорта Жуковский. В чем значение этого проекта? Какой объем взлетно-посадочных операций грузовых судов планируется осуществлять? Достаточно ли для таких планов текущих мощностей ВПП и пропускной способности воздушного пространства? Не наложит ли близкое расположение ЛИИ Громова ограничений на пропускную способность и, как следствие, на грузооборот?
Фактически, это означает сдачу в эксплуатацию всего логистического комплекса аэропорта, он начинает работать в полную силу.
В первом полугодии 2020 года совершено 410 взлётно-посадочных операций грузовых воздушных судов. К концу года их число возрастет до 930 – 950. В следующем году планируется достичь показателя 1100 – 1200.
Имеющейся инфраструктуры вполне достаточно для реализации этих планов. Аэродром Раменское имеет собственную выделенную воздушную зону, так что проблем с пропускной способностью быть не должно. Говоря о непосредственном соседстве с ЛИИ Громова и совместном использовании инфраструктуры, отмечу, что по регламенту часы для испытательных и коммерческих полетов разделены.
Новый терминал за счет инфраструктуры может стать одним из крупнейших хабов. Расскажите, какую роль он может сыграть в дальнейшем в контексте логистики российского экспорта? Какие меры поддержки в части логистики и транспортировки существуют на данный момент?
Грузовой перрон площадью 90 тысяч кв. м, который сегодня ввели в эксплуатацию, позволит обслуживать в аэропорту одновременно до 4 крупных грузовых воздушных судов типа Boeing-747 или до 6 среднеразмерных транспортных самолетов. Это выводит логистические мощности аэропорта Жуковский на новый уровень: обрабатывая до 100 тысяч тонн грузов в год, Жуковский становится одним из крупнейших хабов Подмосковья. Вокруг Жуковского в радиусе пятнадцати километров находятся склады для хранения различных грузов общей площадью 6 млн кв. м, что подтверждает высокий логистический потенциал территории. Базовым грузовым перевозчиком аэропорта станет российская грузовая авиакомпания Sky Gates, которая является одним из ключевых международных грузоперевозчиков на маршруте Китай-Россия-Европа. Это крайне перспективный сегмент, значительное влияние на который оказывает рост рынка электронной коммерции.
Все это создает условия для реализации хабовой модели развития. Эта модель подразумевает, что грузы на дальнемагистральных широкофюзеляжных судах прибывают в аэропорт и проходят сортировку для дальнейшей доставки в города России и Европы на средне- и ближнемагистральных самолетах других авиакомпаний-партнеров.
В 2025 году оператор комплекса планирует выйти на полную проектную мощность – 100 тыс. тонн, ориентируется на развитие сотрудничества с восточными странами и сейчас готовится к открытию представительств компании в Китае и Юго-Восточной Азии. Кроме того, к сотрудничеству планируется также привлечь компании, специализирующиеся на доставке заказов из интернет-магазинов.
В целом, сегодня государством уделяется пристальное внимание развитию логистической системы, в том числе с учетом последствий распространения коронавирусной инфекции. Развитие данного направления дает ощутимые преимущества для экспортеров в части сокращения транспортных расходов, выстраивания более эффективных логистических цепочек, вследствие чего создается более конкурентная цена для российской продукции на международном рынке.
В условиях пандемии, а также для нивелирования сопутствующих негативных последствий от ее распространения, Правительством Российской Федерации с участием органов исполнительной власти параллельно ведется работа по модернизации механизмов поддержки экспортеров, предусмотренных национальным проектом «Международная кооперация и экспорт».
Например, в рамках программы по компенсации логистических затрат экспортеров (постановление Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 496) АО «Российский экспортный центр» на этот год предварительно одобрено 341 заявление на получение субсидии. Отбор для заключения субсидиарных соглашений начнется с 1 августа 2020 года. На текущий момент объем финансирования (на 2020 год) составляет 13 млрд руб., и по 10 млрд руб. на 2021-2022 годы.
Важно отметить, что ключевое изменение в указанном механизме поддержки – это ежеквартальное предоставление субсидии, а не ежегодное, как было раннее. В прошедшем году было заключено 509 соглашений о предоставлении субсидии на сумму 17,7 млрд руб. Общий объем произведенной и поставленной продукции составил 316,5 млрд руб., что более чем в 17 раз превышает объем предоставленной субсидии.
Какие целевые показатели по грузообороту с вводом в эксплуатацию нового терминала (на 2020 год и на долгосрочную перспективу), как их планируется достичь?
В 2020 году ЖИА КАРГО планирует обслужить 12 000 тонн груза. С приходом авиакомпании Sky Gates это вполне достижимый показатель. К 2025 году планируется выйти на полную проектную мощность – 100 тыс. тонн.
Мы ориентируемся на развитие сотрудничества с восточными странами, сейчас готовимся к открытию представительств компании в Китае и Юго-Восточной Азии. К сотрудничеству планируется также привлечь компании, специализирующиеся на доставке заказов из интернет-магазинов.
Каков объем инвестиций в проект? Какие новые инвестиции в аэропорт планируются? Какой суммарный объем инвестиций в грузовой и пассажирский терминалы на сегодня, какой срок их окупаемости? Будет ли эта инфраструктура востребована в условиях пандемии, которая оказала негативное влияние на всю мировую авиацию?
Стоимость реализации проекта – 37 млн долларов США. Объект построен за счет собственных средств ЖИА КАРГО, без привлечения государственного финансирования.
Грузовые авиаперевозки пострадали от пандемии значительно меньше пассажирских. В условиях прекращения международных пассажирских авиаперелетов нагрузка на грузовые авиакомпании только возросла.
Несмотря на то, что ввод в эксплуатацию терминала и старт полётной программы пришёлся на самое непростое для авиатранспорта время, уже первый месяц работы принёс позитивные результаты: в терминале было обслужено более 50 чартерных рейсов, обработано около 1300 тонн груза.
В первом полугодии 2020 года, несмотря на пандемию, аэропорт Жуковский стал одним из логистических центров для внутреннего и международного оборота товаров медицинского назначения. Помимо обеспечения непрерывного товарообмена по маршрутам Китай – Россия – Европа, ЖИА КАРГО выступило партнером авиакомпании «Уральские авиалинии», оказав поддержку в получении допусков на выполнение грузовых перевозок на пассажирских воздушных судах.
Объем инвестиций за период с 2015 по 2020 гг. составляет более 140 млн долл. США. (1 этап)
В эту сумму входят затраты на строительство и техническое оснащение пассажирского и грузового терминалов, строительство и реконструкцию перронных покрытий, закупку техники для организации наземного обслуживания воздушных судов. Из этой суммы 20 млн вложено акционерами в создание и развитие авиакомпании Sky Gates, 37 млн – в создание грузового кластера.
На втором этапе развития пассажирского сектора – в 2021-2023 гг. – в Жуковском будет значительно расширен пассажирский терминал, площадь которого увеличится с до 47 тыс. кв. М (сегодня 17 тыс.кв.м) (инвестиции - 100 млн долларов США). Появится дополнительно 50 тыс. кв. м перронных площадей (инвестиции - 10 млн долларов США), совместно с «Уральскими авиалиниями» будет построен центр технического обслуживания и ремонта самолетов. Обновлённая инфраструктура позволит обслуживать до 7 млн. пассажиров в год. Также в 2022-2024 30 млн. долларов США будет направлено в развитие грузового направления.
Таким образом, дополнительные инвестиции в проект составят ещё около 140 млн. долларов США. (2 этап)
Как будет осуществляться таможенное оформление грузов, как организована работа таможенных служб в терминале? Какие современные технологии применяются для досмотра грузов?
Для таможенных операций в Жуковском используется Центр электронного декларирования. Это достаточно новый и важный механизм в сфере таможенного оформления. Электронный документооборот позволил значительно сократить сроки обработки грузов. Для оформления отдельных категорий и крупных партий несколько лет назад требовалось три-четыре дня, сегодня – от одного до четырех часов. Высокая скорость обработки позволяет, в частности, обслужить больший объем грузов на меньшей площади.
Какие прогнозные показатели пассажиропотока Жуковского по итогам 2020 года? Какие последствия пандемии ощутил аэропорт, как это отразится на финансовых показателях?
С января до середины марта 2020 года Жуковский демонстрировал уверенный рост в 25-30% к показателям 2019 года. К сожалению, установленные на период борьбы с мировой пандемией ограничения привели к прекращению пассажирских рейсов.
С третьего июля Жуковский возобновил пассажирское авиасообщение по внутренним маршрутам. На сегодняшний день это рейсы в Анапу, Калининград, Симферополь и Сочи. Но этого, конечно, недостаточно для возврата к показателям прошлого года.
При условии возобновления международных полетов в августе-сентябре 2020 года пассажиропоток по итогам года может составить около 500 тысяч пассажиров. В 2019 этот показатель составлял 1,32 млн. пассажиров.
Безусловно, 2020-й и, возможно, 2021-й год для «Жуковского» будут убыточными. Аэропорты имеют высокую долю постоянных затрат, которые в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации существенно не изменяются. Но, принимая во внимание низкую кредитную нагрузку аэропорта, который развивается преимущественно с использованием собственных средств, а также предпринимаемые на федеральном уровне меры по поддержке отрасли, это не должно критически повлиять на планы развития аэропорта. Мы уверены, что после снятия ограничений Жуковский сможет в течение года вернуться к положительным показателям.
Как будет осуществляться дальнейшая транспортировка грузов внутри страны? Не повлияет ли на пропускную способность терминала высокая загруженность прилегающих автотрасс, не планируется ли их реконструкция, расширение, строительство новой автомобильной инфраструктуры?
Транспортировка груза будет осуществляться традиционным для логистических операторов способом: как правило, грузоотправитель или грузополучатель предоставляет необходимый автотранспорт. При необходимости ЖИА КАРГО может оказать заказчикам транспортные услуги. В качестве перспективного шага рассматривается вариант создания собственной автотраковой компании.
Действительно, Новорязанское шоссе – основной маршрут наземного сообщения с Москвой – одна из наиболее загруженных дорог Центра России. Поэтому планы развития терминала тесно увязаны с планами модернизации дорожной инфраструктуры. На участке дороги от МКАД до Жуковского в прошлом году начаты работы по реконструкции и расширению дороги. К 2023 году ширина дороги составит 8 полос, появятся 2 новых моста через Москва-реку, на всем маршруте от Москвы движение станет бессветофорным. Это позволит сократить время в пути до 20-30 минут. Кроме того, мы надеемся, что к 2022 году будет реализован проект реконструкции и расширения до 4 полос улицы Наркомвод.
Сохраняются ли планы строительства второго пассажирского терминала в этом году? Средства какого банка планируется привлекать?
Принимая во внимание серьезный отраслевой кризис, принято решение о небольшой корректировке сроков реализации проекта. Работы по второму терминалу планируется завершить в 2023 году. Мы по-прежнему не предполагаем прибегать к использованию государственных средств. В настоящий момент времени ведутся переговоры с рядом российских банков, более точные детали будут сообщены позднее.
В каких отраслях планируется ввести квоты на госзакупки отечественных товаров?
Прежде всего, хотел бы отметить, что данный механизм позволит сформировать долгосрочный спрос. Его предлагается распространить на кабельную и радиоэлектронную продукцию, контрольно-измерительное оборудование, счётчики и пр.
Кроме того, механизм квотирования планируется распространить на машины и оборудование (строительно-дорожная техника, горно-шахтное оборудование, средства производства, экомаш), основная масса которых закупается в рамках комплексных проектов по строительству различных объектов (школы, жилые дома, промышленные объекты), где заказчик закупает комплексную услугу или работу «под ключ».
Далее по мере обкатки данного механизма, анализа его реализации, а также на основании сведений о возможностях отечественной промышленности Минпромторг России будет постепенно распространять механизм квотирования и на иные отрасли промышленности.