28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Ежегодно декабрьская конференция, традиционно организуемая РЖД-Партнером, привлекает игроков транспортного рынка, чтобы обсудить итоги года и построить совместные планы на будущее. Название «Разговор без купюр» оправдало себя честным и открытым диалогом, в котором столкнулись разные точки зрения. Насыщенная программа дает простор для аналитики, а мы спешим подвести первые итоги конференции. С подробным анализом услышанного вы сможете ознакомиться в ближайших номерах печатной версии журнала РЖД-Партнер.
В 2019 году на РТУ обсудить последние события отрасли собрались 357 грузовладельцев, операторов железнодорожного подвижного состава, представителей транспортно-логистических и стивидорных компаний, регуляторных органов и железнодорожного перевозчика. Традиционно в мероприятии приняли участие независимые эксперты и ученые, общественные организации, ведущие российские промышленные и транспортные предприятия. Тон дискуссии задал деловой завтрак, посвященный вопросам либерализации на транспорте, государственно-частному партнерству и роли государства в регулировании естественных монополий. Специальным участником дискуссии стал Рассел Питтман, директор отдела экономических исследований антимонопольного управления, директор международной технической помощи группы экономического анализа отдела антитрестовской политики Министерства юстиции США. Он рассказал о трех моделях реформирования структуры железнодорожного транспорта, дав свою экспертную оценку возможности их применения в России. По личному мнению аналитика, РЖД нуждаются в гораздо более серьезных шагах по горизонтальной сепарации, чтобы либерализация стала не условной, а реальной.
Свою точку зрения по этому поводу выразил и научный сотрудник экспертного института НИУ ВШЭ Андрей Дементьев. По его словам, актуальный дискурс показывает, что конкуренция за рынок и многообещающие тендерные процедуры после определенной эйфории постепенно теряют свое преимущество по сравнению с гибкими контрактами, а сама либерализация – лишь этап в регуляторном цикле. Доцент кафедры политических и общественных коммуникаций ИОН РАНХиГС, к. э. н. Николай Кульбака дал оценку не менее важному аспекту реформирования – финансированию. Итогом дискуссии стало утверждение, что железным дорогам России нужны инвестиции в инфраструктуру, а не в текущую деятельность.
Темой пленарной дискуссии в этом году стали правила грузовых перевозок (подробнее о пленарной дискуссии – по ссылке). Участники обсудили и высказали экспертное мнение по поводу предложений ОАО «РЖД» и регуляторов по изменению отраслевого законодательства, возможных рисков и последствий, а также вариантов дальнейшего реформирования отрасли.
Дискуссия затронула основные сложности, с которыми столкнулись игроки рынка в связи с проводимой холдингом политикой. Как заметил председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, РЖД стали продавать дефицит провозной способности. По его словам, нельзя игнорировать и появившуюся дискриминацию при обеспечении доступа к инфраструктуре. Впервые за последние годы ОАО «РЖД» было вынуждено признать невыполнение параметров долгосрочной программы развития, в том числе по Восточному полигону (а это направление, на которое спрос у грузовладельцев превышает предложение провозной способности).
Тем не менее заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук дал оптимистичный прогноз: тренд погрузки на железнодорожном транспорте России после снижения в 2019 году (0,6–0,8%) сменится ростом. По ожиданиям ИПЕМ, к концу 2020-го он может составить 0,6–1%. В ходе выступления В. Савчук также отметил, что текущие регуляторные и тарифные условия работы железнодорожного транспорта приводят к дефициту источников возврата инвестиций в магистральную инфраструктуру.
О вызовах упомянул и заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. Он признал, что сегодня РЖД проигрывают автотранспорту на спотовом рынке. В качестве примера А. Голомолзин привел торговлю нефтегрузами. Там требования такие: вывоз в течение 2 суток на условиях, которые определяет клиент. К ним приспособились автоперевозчики, но РЖД так и не могут предложить адекватный продукт. Свое внимание эксперты, операторы и представители власти акцентировали также на регуляторной гильотине, отмененном переходе на кассетные подшипники и стимулах для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру и подвижной состав.
В рамках пленарной дискуссии состоялось награждение партнеров журнала, которые внесли наиболее активный вклад в развитие рынка транспортных услуг и инновационное развитие отрасли. Памятными статуэтками и дипломами «За развитие рынка транспортных услуг» и «За вклад в инновационное развитие рынка» были награждены представители АО «Новая перевозочная компания» (входит в группу Globaltrans), АО «Первая Грузовая Компания» и группы компаний «Дело».
Именные дипломы также были вручены:
· Расселу Питтману, директору отдела экономических исследований антимонопольного управления, директору международной технической помощи группы экономического анализа отдела антитрестовской политики Министерства юстиции США;
· Владимиру Савчуку, заместителю генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ);
· Денису Илатовскому, заместителю генерального директора – директору по логистике АО «СУЭК»;
· Павлу Иванкину, председателю экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта.
День продолжили четыре дискуссионные сессии, темы обсуждения на которых посвящены самым актуальным вопросам железнодорожной отрасли. В первом блоке участники разделились на два круглых стола: «Тарифы-2020, или Как планировать затраты без четких ориентиров?» и «Логистика: где обслуживаем клиента вместе, а где врозь?»
Обсуждению тарифной системы после 2026 года задал тон директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский. Он напомнил, что необходимо заранее прогнозировать сумму, требующуюся для реализации инвестиционных проектов, на ее основе, по мнению эксперта, и должны рассчитываться тарифы. Александр Маняхин, исполнительный директор СРО «Ассоциация «Промжелдортранс», согласился, что подход к регулированию тарифов ППЖТ требует серьезной доработки. Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин предупредил, что в периоды долгосрочного тарифного регулирования нельзя вносить изменения в сам прейскурант, поскольку это дестабилизирует систему.
На круглом столе, посвященном вопросам логистики, ключевой темой стала контейнеризация перевозок. Как рассказал заместитель начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Андрей Зыбкин, продажа «ТрансКонтейнера» не повлияла на планы РЖД по развитию терминально-складской инфраструктуры для контейнерных перевозок. Бурный рост сегмента отметил и генеральный секретарь КСТП Геннадий Бессонов, напомнив, что России необходим конечный транзитный продукт, который купил бы рынок.
Полный зал собрала сессия «Подвижной состав: как эксплуатировать, почем ремонтировать?» (подробнее о сессии – по ссылке), на которой участники дискуссии особенно сконцентрировались на профиците вагонов на сети. Эксперты согласились с тем, что рынок вагоностроения взлетел в пиковую точку, далее движение качелей спроса и предложения возможно только вниз, а до стабилизации еще далеко. Такую оценку дал, в частности, заместитель генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти и перспективному развитию АО «Алтайвагон» Станислав Золотарев. Об актуальных проблемах вагоноремонта рассказала член президиума СРО «СОЖТ», директор по техническому развитию ООО «УК РМ Рейл» Ирина Чиганашкина. По оценке союза, после передачи пунктов ТОР в ВРК отцепка вагонов на переданных участках выросла на 92% по сравнению с периодом до передачи в ВРК.
На круглом столе «Цифровизация транспортно-логистических технологий» центральной темой дискуссии стало обсуждение того, какую пользу следует ожидать от цифровых инноваций. Глубокий и взвешенный анализ задач в сфере цифровизации железнодорожной отрасли представила независимый эксперт Елена Кунаева, её слова поддержал главный конструктор ООО «ИнтэлЛекс» Николай Бузурнюк со своей профессиональной оценкой развития данного сектора. Научную дискуссию об эффективности реализации цифровых проектов поддержала заместитель директора по науке Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Ольга Ефимова. По ее словам, важно помнить, что цифровая трансформация предполагает не только использование новых технологий, но и изменение бизнес-процессов на сети РЖД, а также в работе транспортных компаний. Профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета Татьяна Шульженко сообщила о способах преодоления непростых ситуаций в ходе реализации пилотного проекта по внедрению смарт-контрактов на полигоне ОЖД.
На круглом столе впервые был обнародован меморандум о совместной деятельности трех электронных торговых площадок (ЭТП ГП, биржа вагонов RailCommerce и сервис агрегатора вагонов Vagonline.ru) для скоординированного продвижения этих проектов на рынке.
Для руководителей и сотрудников PR-служб была организована специальная сессия «Взаимодействие компаний – участников транспортной отрасли с отраслевыми СМИ».
В конце вечера участников конференции ждала вечерняя программа «У меня есть мечта», в ходе которой можно было не только насладиться выступлением музыкальной кавер-группы Luxe Melomania, а также песочным и световым шоу, но и завести новые деловые контакты. Участие в мероприятии самой различной аудитории дает возможность наладить полезные связи за счет живого общения непосредственно на площадке конференции.
Конференцию поддержали ведущие компании отрасли, такие как АО «Трансмашхолдинг» в статусе «Высокотехнологичный партнер», АО «Новая перевозочная компания» в статусе «Партнер конференции» и ООО «Трансойл» в статусе «Партнер пленарного заседания». Кроме того, АО «Первая Грузовая Компания» в качестве эксклюзивного партнера поддержало VII Конкурс для студентов и аспирантов высших учебных заведений России на лучшую публикацию по тематике журнала. Напомним, что в 2019 году в редакцию поступило рекордное за все годы проведения конкурса количество заявок. Всего было получено более 70 работ, чьи авторы представляли 18 крупнейших транспортных и экономических вузов страны. Работы соискателей прошли многоступенчатый отбор, в финал вышло 22 исследования.
XVII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» организована журналом РЖД-Партнер при поддержке крупнейших отраслевых ассоциаций и объединений, среди которых Союз операторов железнодорожного транспорта, НП ОПЖТ, КСТП, АСОП, Промжелдортранс и др. Аналитическим партнером конференции выступит ИПЕМ, генеральным информационным партнером – ТАСС.
Под занавес конференции был представлен новый концепт обложки журнала РЖД-Партнер. На смену произведениям мастеров живописи, которые положительно принимались аудиторией в течение 2 лет, пришли концептуальные изображения плакатного жанра. Новый ассоциативный ряд отражает изменения, произошедшие на рынке транспортных услуг.
После согласования с участниками конференции будут составлены рекомендации по реформированию отрасли от игроков транспортного рынка. Они будут направлены причастным министерствам, ведомствам и компаниям, в том числе Минтрансу, Минэкономразвития, ФАС, холдингу ОАО «РЖД» и другим адресатам. Редакция благодарит всех участников за вклад в развитие транспортного рынка России.