18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
- Рост онлайн торговли является ключевым элементом спроса со стороны арендаторов –
По данным исследования ведущей международной консалтинговой компании в области недвижимости CBRE, изменение цепочек поставки, вызванное быстрым ростом онлайн торговли, способствует существенному увеличению спроса на крупные складские помещения площадью более 50 000 кв. м.
Изменение модели логистических сетей обусловлено рядом фактором, в том числе увеличением количества продуктовых линеек и усложнением заказов, спросом покупателей на более быструю доставку, а также потребностью в гибкости, позволяющей справиться с меняющимся спросом. Это особенно относится к цепочкам поставки, которые обеспечивают рост онлайн торговли. Спрос арендаторов на более крупные площади также отражает все более частое осознание того, что цепочки поставок, при условии эффективного управления ими, являются стратегическим активом, который может способствовать росту прибыли для ритейлеров и прочих торговых предприятий.
Указанные факторы обеспечили повышенный спрос на крупные складские помещения в Европе, было арендовано и приобретено более 4 миллионов кв. м за 1,5 года с начала 2012. Этот показатель находится на уровне 14% от общего объема рынка индустриальной недвижимости, по сравнению с 5-6% в период с 2010 по 2011 год.
В 2012 году объем поглощения крупных складских помещений на основных европейских рынках превысил 2,5 миллиона кв. м и остается на этом уровне в первой половине 2013 года. С 2010 по 2011 год данный показатель находился на уровне 1-1,5 миллиона кв. м в год. В то время как лидерами в этой области являются Великобритания, Франция и Германия, крупные склады составляют растущую долю общего объема арендованных площадей на территории всей Европы.
Амори Гэриэль, руководитель отдела исследований рынка складской и индустриальной недвижимости в регионе Европа, Ближний Восток и Африка, CBRE, сказал:
«Несомненно, мы являемся свидетелями растущего спроса на крупные складские помещения, который обусловлен изменением структуры цепочки поставок и объединением операций в более крупные центры. Такие центры обслуживают крупные внутренние территории более эффективно с экономической точки зрения по сравнению с традиционными сетями.
Онлайн торговля остается важным стимулом логистической активности, и ее будущий рост поставит перед сетями сложные задачи и откроет перед ними новые возможности. Такое изменение потребует создания специализированных платформ, чтобы справиться с растущим спросом покупателей на более дешевые варианты доставки».
Рост онлайн торговли и связанные с этим потребности в усовершенствовании торгового процесса, увеличивающееся количество изменений, вносимых в заказ и его исполнение, а также более эффективное управление запасами обуславливают рост спроса арендаторов на более крупные помещения. Это привело к тому, что на долю сектора торговли, включая онлайн торговлю, пришлось более двух третий арендованных крупных складов с 2010 по 2013 год. Такие крупные проекты также позволяют более эффективно управлять информацией, устанавливать более тесные связи с клиентами и дают ритейлерам уникальное представление о покупательском поведении клиентов.
На долю 3PL операторов также пришелся существенный объем арендованных крупных складов (22%) за указанный период времени. Поскольку 3PL операторы, как правило, работают на основании договора от имени одного или нескольких клиентов, этот показатель может в некоторой степени занижать вклад ритейлеров в обеспечение общего спроса.
Этот сектор также привлекает внимание инвесторов. С начала 2012 года доля крупных складов составила около 20% от рынка инвестиций в европейскую индустриальную недвижимость, при этом лидерами вновь стали Великобритания, Франция и Германия. Спрос инвесторов на более крупные здания также сильно растет в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной и Северной Америке, где существуют явные признаки того, что крупные пенсионные фонды, государственные инвестиционные фонды и прочие институциональные инвесторы рассматривают этот вид актива как возможность размещать капитал в таком объеме, который в ином случае потребовал бы заключения нескольких сделок по приобретению недвижимости.
Масштаб деятельности отражает общепринятое среди инвесторов признание структурного изменения, которое осуществляется управляющими цепочками поставок и ритейлерами, в целях создания более крупных объектов. Это также говорит о том, что доходность, которая используется некоторыми инвесторами в целях отражения ликвидности и рисков повторной сдачи в аренду, может со временем снизиться.
Ланс Пилант, директор отдела складских и индустриальных помещений CBRE в России:
«На московском складском рынке доля сделок в крупных проектах (50 тыс. кв. м и более) за 3 квартала 2013 года составила более 20% и в 1,5 раза превысила европейский показатель. Данный спрос был как со стороны ритейлеров, так и от производственных компаний и логистического бизнеса. Доля онлайн ритейлеров в совокупном спросе пока находится на уровне около 10%, а сделки в крупных проектах для данного сегмента пока нехарактерны. Сейчас доля онлайн торговли в розничном товарообороте в России ниже европейского уровня примерно в 2 раза. По мере сокращения данного отставания мы будем видеть рост спроса на крупные склады и со стороны онлайн ритейлеров».
Юлия Турухина