18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Вчера в Архангельске состоялась демонстрация работы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», нацеленного на синхронизацию действий всех оперативных служб в режиме реального времени. Работу комплекса оценили заместитель Председателя Правительства РФ, председатель госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин и глава МЧС Владимир Пучков.
Накануне система также была представлена губернаторам нескольких российских регионов, прибывших в Архангельск для участия в Международном арктическом форуме.
В зале комиссии по чрезвычайным ситуациям Архангельской области, где и проходила демонстрация по всему периметру установлены экраны разного размера, на каждом из них – картинка с камер видеонаблюдения, схемы, списки, карты. Рабочее место оператора единой дежурно-диспетчерской службы, который работает в системе АПК «Безопасный город», составляют два больших монитора, отображающие непосредственно деятельность оператора и оперативную обстановку на карте с возможностью показа «живого» видео. Средний монитор – сегмент интеллектуального видеонаблюдения системы «Безопасный город». На экраны выведены изображения из четырех муниципальных образований, где реализован АПК: это Приморский район, г. Северодвинск, г. Котлас, г. Архангельск.
Для демонстрации действия системы устроили условное ДТП, что позволило оценить работу экстренных служб Архангельска. По сценарию, на площади 60 лет Октября в привокзальном микрорайоне Архангельска грузовик, перевозящий цистерну с бензином, столкнулся с рейсовым автобусом. Автобус оборудован устройством вызова экстренных оперативных служб (абонентский терминал), обеспечивающим передачи информации о вызове в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» – российскую государственную автоматизированную информационную систему экстренного реагирования при авариях, работа которой интегрирована со всеми вновь выпущенными в эксплуатацию транспортными средствами. С 1 января 2017 года на всех транспортных средствах, продаваемых в России, установлено соответствующее оборудование.
Сообщение от абонентского терминала после обработки в фильтрующем контакт-центре системы «ЭРА-ГЛОНАСС» поступает на автоматизированное рабочее место оператора центра оперативного реагирования (ЕДДС) (в систему «Безопасный город»), после чего начинается отработка информации об экстренном вызове. К ликвидации дорожной аварии привлекаются экстренные городские службы, работу которых можно наблюдать, не выходя из кабинета.
Две обзорные камеры выводят на экран место происшествия, еще две установлены по маршруту следования спецтранспорта. Вместе с установлением голосового «вербального» контакта между пострадавшим автомобилем и оператором центра оперативного реагирования в систему «Безопасный город» от системы «ЭРА-ГЛОНАСС» поступают данные о местоположении вызывающего автомобиля, характере ДТП, времени происшествия и данных о автомобиле (модель, марка и гос. номер).
На карту GIS нанесено более 50 слоев, один из которых – слой с видеокамерами. Оператор имеет возможность просмотреть видео с места происшествия, на основании этого уточнить данные и внести их в систему, чтобы более корректно реагировать на ЧП. Также на карту нанесены слои, отображающие архитектуру, экстренные службы, оконечное оборудование системы мониторинга, датчики пожара, химических веществ, радиации, и многое другое. Есть слои коммуникации – электрические, газовые сети, водопровод. Если произошел пожар на подстанции – какая ветка подключена? Какое количество людей находится в зоне отключения? Ответы на эти вопросы даст карта. Оператор может обратиться к каждому датчику, каждому соцобъекту, и получить необходимую информацию.
Разработка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» осуществлялась в рамках проекта, одобренного Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Технологическая инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС» развернута на территории всей страны. Сегодня «ЭРА-ГЛОНАСС» функционирует в полном объеме и доказывает свою эффективность. Оператором системы является акционерное общество «ГЛОНАСС».
«Мы с гордостью говорим о том, что созданная в России государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» стала первой подобной системой в мире. «ЭРА-ГЛОНАСС» уже помогает спасать жизни, с 2016 года мы приняли и обработали более 176 000 экстренных вызовов», – подчеркнул Андрей Жерегеля, временный генеральный директор АО «ГЛОНАСС».
Убедившись, что это не ложная тревога, а реальное происшествие, оператор заносит в систему данные по происшествию, необходимые для реагирования экстренных служб. В системе используются различные алгоритмы поддержки принятия решений, которые позволяют оператору сориентироваться в текущей ситуации и совершить правильные действия. Учитываются такие условия, как место и тип происшествия, географическая зона ответственности экстренных и городских служб, погодные условия. Система формирует подсказки и выдает план действий с учетом всех имеющихся данных. Формируется совокупный план действий, который распространяется на все привлекаемые службы – 01, 02, 03, коммунальные службы, и т.д.
На экране монитора отражается статус выполнения каждого из поручений. Зеленый цвет означает, что поручение выполнено в срок, без превышения нормативного времени реагирования, красный – задача еще не выполнена, время реагирования приближается к критическому. На отработку учебного сценария ушло всего 15 минут.
Затем вступает в дело система моделирования и прогнозирования. Так, в случае условного ДТП прогнозируется угроза техногенного пожара с учетом легковоспламеняющегося вещества в цистерне с топливом. Тип вещества, его объем, масса – на основании всех этих данных формируется прогноз, который уходит в прогнозную систему. На камерах оператор следит за движением экстренных служб: вот проехали пожарные, служба спасения, ГИБДД, скорая помощь. Прогноз, доступный для оператора и всех служб, привлеченных к реагированию, формируется за время движения спецтехники – что особенно важно, службы могут получить все эти данные не по прибытию на место ЧП, а еще находясь в пути. Картографический прогноз отражается на карте ГИС. Первый радиус, изображенный красным, означает зону смертельного поражения. Появляется зона ограждения, зона объездов, безопасная зона. Система также формирует рекомендации по силам и средствам: сколько пожарных машин или карет скорой помощи нужно на месте происшествия, сколько личного состава. На данный прогноз ориентируются все службы.
Всего по всей области в «Безопасный город» интегрировано более 300 камер и 16 автоматизированных систем: системы передачи данных о возгораниях Стрелец-Мониторинг и Пожавтоматика, система радиационного контроля АСКРО, система движения транспорта CARMAN, ЭРА-ГЛОНАСС, Росгидромет и другие.
Написание отчетности, неизбежное в работе оперативных служб, существенно упрощена: система формирует отчеты автоматически в электронном и печатном виде.
В ЕДДС предусмотрены 2 штатные единицы – диспетчер и старший оперативный дежурный. Диспетчер отрабатывает происшествие, а СОД контролирует общий статус по муниципальному образованию и следит за отработкой конкретных действий.
Пилотными зонами АПК «Безопасный город» стали 4 муниципальных образования: Архангельск, Северодвинск, Котлас и Приморский район.
Построение и развитие АПК «БГ» ведется в основном за счет субъекта РФ, муниципалитеты предоставляют только штатная численность и оборудование единых дежурно-диспетчерских служб.
«Нужно минимизировать участие человека в обработке сообщений, чтобы максимальное количество вопросов решалось машиной. Таким образом получится избежать стрессовой ситуации для диспетчера, ведь стресс, несомненно, может негативно повлиять на эффективность его работы. Изображение с камеры и инструкция по действиям экстренных служб должны выводиться на экран оператора автоматически. Человеческий фактор нужен для принятия решений, а не для механической обработки информации», - отметил зампред Правительства РФ Дмитрий Рогозин. «Архангельскую область можно назвать первопроходцем в деле построения и развития «Безопасного города». Это не красивый макет, а реальная боевая система, которой пользуются люди», – подвел итог встречи председатель госкомиссии по вопросам развития Арктики.
Глава МЧС России Владимир Пучков высоко оценил вклад создателей аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в безопасность Поморья: «За последние несколько лет возросло количество ДТП с последующим возгоранием, количество иных тяжелых техногенных ЧС. Система «Безопасный город» ведет к сокращению сроков реагирования и повышению качества работ оперативных служб. Объективное межведомственное взаимодействие и контроль пожарно-спасательных подразделений, полиции, ГИБДД, медиков, служб коммунального хозяйства, сопряжение автоматизированных систем передачи данных, привлечение интеллектуальных возможностей ЕДДС – всё это мощный рывок вперед, формирующий умный, безопасный город XXI века».