28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
В 2021 году вакантность стабилизируется на уровне 15-20%
По данным JLL, в ноябре 2020 года в гибких офисных пространствах Москвы под управлением сетевых операторов вакантными остаются 25% рабочих мест. В 2021 году уровень доли свободных площадей стабилизируется на уровне 15-20%.
Вакантность в гибких офисных пространствах – это показатель наличия свободных рабочих мест, которые можно арендовать на сравнительно короткий период времени. К ним относятся, как фиксированные и нефиксированные рабочие места, так и отдельные кабинеты.
Однако не все операторы имеют высокую заполняемость своих площадок. Так около 20% сетей заполнены менее, чем на половину. Вакантность от 20% до 30% отмечена у 45% операторов. А полностью сданы в аренду площадки лишь 13% сетей.
Несмотря на снижение спроса на классические офисы, объем сделок аренды в гибких пространствах в 2020 году растет. Компании активно рассматривают для себя подобный формат как для размещения проектных команд на небольшой срок, так и в качестве полноценного офиса, что позволяет оптимизировать затраты на аренду. Кроме того, наблюдается рост спроса со стороны индивидуальных клиентов, которые арендуют рабочее место на один день или несколько часов. Это те люди, которые работают на удаленке, а домашняя обстановка не позволяет делать это эффективно. Также, наличие коворкинга рядом с домом позволяет избежать контакта с людьми в метро по пути на работу и сократить в целом время на дорогу.
За первые три квартала 2020 года объем сделок в гибких офисных пространствах составил 28,8 тыс. кв. м, что на 70% больше аналогичного показателя 2019 года. Крупнейшими сделками 2020 года стали аренда компанией «Сбер» гибкого офиса от оператора Manufaqtury (4,7 тыс. кв. м) в БЦ Poklonka Place, аренда компанией «Сити Мобил» flex- пространства у оператора WeWork (3,8 тыс. кв. м) в БЦ «Аркус III» на Ленинградском проспекте и аренда компанией OZON офисного пространства у оператора SOK в башне «Федерация» (3,4 тыс. кв. м).
Рынок гибких офисных пространств в течение последних трех лет активно растет. Так за 10 месяцев 2020 года было открыто 11 новых проектов общей площадью 33,7 тыс. кв. м, а прирост предложения относительно конца прошлого года составил 18%. До конца 2021 года к открытию заявлено 68 тыс. кв. м гибких офисов, и еще 77 тыс. кв. м площадей анонсировано в формате built-to-suit при наличии арендатора.
Одним из направлений будущего развития сетевые операторы (преимущественно в Москве) видят создание пространств под конкретного клиента, когда они готовят площадку в соответствии с требованиями арендатора и в дальнейшем занимаются ее управлением (формат BTS). На ближайший год уже анонсировано 13 таких проектов от таких операторов как Space 1, Ceo Spaces, Ключ.
По данным JLL на середину ноября, в Москве действует 188 гибких офисных пространств на 31 660 рабочих мест (включая 27 050 под управлением сетевых операторов), что по площади составляет 1,2% от общего объема рынка качественной офисной недвижимости в городе. Для сравнения эта доля значительно выше во многих европейских городах: в Варшаве – 3,6%, в Амстердаме – 6,3%, в Лондоне 7,1% от общего предложения офисов.
С появлением новых качественных проектов с большим объемом услуг все чаще рабочие места или отдельные офисы в гибких пространствах арендуются корпоративными клиентами, подразделениями крупных компаний для работы над проектами на определенный срок, что не всегда возможно в рамках существующего офиса.
«Также в условиях пандемии компании рассматривают различные варианты размещения сотрудников. В том числе аренда рабочих мест в гибких пространствах, расположенных ближе к местам проживания сотрудников. Такой подход позволяет сотруднику быстрее доехать до рабочего места и всей необходимой офисной инфраструктуре, когда это ему требуется. Предназначение основного центрального офиса меняется – он становится более социальным, сотрудники собираются в нем для общения и встреч с клиентами», – говорит Олеся Дзюба, руководитель направления организации рабочего пространства JLL.
В перспективе ближайших двух лет прогнозируется увеличение интереса к аренде рабочих мест в гибких офисных пространствах в первую очередь корпоративными клиентами. Количество индивидуальных арендаторов будет расти незначительно. Этот фактор будет способствовать уходу от классического понимания коворкинга и способствовать перераспределению спроса в сторону гибридных пространств и сервисных офисов.
В течение последних трех лет количество операторов, управляющих гибкими офисными пространствами, ежегодно растет. По мере развития и насыщения рынка прогнозируется консолидация и сосредоточение в руках 8-10 крупнейших операторов больше 50% предложения.