18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Тема международных грузоперевозок и логистики поднимается на конгрессах и конференциях в Москве не реже, чем звучит фраза о российских дураках и дорога. В течение двух дней, 12 и 13 марта, специалисты из Европы и России пытались договориться друг с другом сразу на двух логистических мероприятиях в московском Экспо-Центре. Обсуждали «Интеллектуальные транспортные системы» на конгрессе и задавались риторическим «что дальше?» на «Грузоперевозках в России для малых, средних и крупных предприятий».
Ландшафт за окнами Экспо-Центра переносит в далёкий 2040 – хай-тэк из металлических конструкций и стекла, яйцеобразные и эллиптические небоскрёбы...Таким же посланием из будущего звучит и тема сегодняшнего международн ого конгресса – ИТС: Интеллектуальные транспортные системы.
Поговорить об ИТС специалисты из России, Италии, Австрии, США и других стран собираются уже в пятый раз. Организаторы параллельных мероприятий запланировали выступления экспертов, круглые столы, отраслевые выставки «EXPOTRAFFIC», «TRANSCON» и «INTERTUNNEL» для более чем 200 делегатов из России и Европы. Инновационные решения в транспортном комплексе, функционирование инфраструктуры транспорта, инвестиционная привлекательность транспортного комплекса, государственно-частное партнерство – лишь некоторые из тем, поднятые на совместной логистической пленарке.
За одним столом сегодня оказались председатель Комитета по политике ИТС Международной дорожной федерации Жозеф Жако, директор по развитию Xerox Харрис Ричард, генеральный директор Дорожной Федерации ЕС Кристоф Никодем, заместитель Председателя комитета по транспорту Государственной Думы Михаил Брячак и прочие эксперты.
Чем смогли поделиться эксперты и что ожидать по результатам Конгресса и Конференции?
ИТС – it’s… Договоримся о понятиях
Интеллектуальные транспортные системы – понятие, появившееся сравнительно недавно. Оно относится к области автотранспорта и определено в директиве Евросоюза (2010). ИТС - это система, в которой применяются информационные и коммуникационные технологии. Подразумеваются - инфраструктура, транспортные средства, дорожно-транспортное регулирование и т.д.
Коротко говоря, ИТС нужны, чтобы логистика шла в ногу со временем.
Спросим европейских коллег.
Генеральный директор Дорожной Федерации ЕС Кристоф Никодем перечисляет: «Транспорту нужна соответствующая инфраструктура. Мы должны адаптироваться к тем вызовам, которые встанут перед нами уже в ближайшее время: возрастающая плотность движения, мобильность передвижения, участники дорожного движения с ограниченными возможностями, стареющее население и т.д. Устойчивость и финансовая адекватность будут играть здесь решающую роль».
Ричард Харрис, директор по развитию Xerox, предлагает правило пяти «s»: «ИТС – это safer, surer, smoother, smarter, simpler. Транспортные технологии и логистика должны стать безопасными, прогнозируемыми, бесперебойными, умными и простыми. На своём предприятии нам удалось выработать собственную транспортную политику. Интересы властей и бизнеса зачастую противоречат друг другу. Мы всё же стараемся учитывать все возможные параметры – эффективность, безопасность, мобильность, экологичность, экономичность, общедоступность и проч.»
С логистикой и нефть течёт быстрее!
Развитие ИТС для России особенно актуально. В конечном итоге, именно работающая логистика становится решающим фактором для развития экономики государства. Выстроенная логистика и работающий транспорт – как кровь в организме, своевременно разносящий кислород к органам.
У ведущего специалиста компании Rusmet (Russian Metallurgy Experts Team) Виктора Ковшеновасвоя теория:
«Транспорт и организация транспортных потоков - это самый главный параметр, именно он всё определяет. Мы видим, в каком состоянии в России сейчас находится логистика даже в сырьевой отрасли. В чём причины успешного экономического развития Австралии, Китая, Турции, Бразилии и множества других стран? Свои сырьевые предприятия они строят близко к портам – отсюда и работающая логистика. У нас же предприятия построены, в основном, внутри. Поэтому для успешной продажи нефти у нас два пути: ориентироваться на внутреннее потребление – либо развивать эффективность транспортного обеспечения!»
Ковшенов, однако, сразу оговаривается: территория России – вот самый главный недостаток. По его подсчётам, уже сейчас эффективность транспортной системы - средняя стоимость грузопотоков, скорость доставки и проч. - должна быть увеличена минимум в три раза - иначе развивать промышленность вскоре станет невозможно.
По словам Rusmet, развитие транспортной системы в России до сих пор фрагментарно, сродни феодальному государству. Тем не менее, существенные продвижения видны и в железнодорожной кооперации с Европой. В 2013 Россия и Австрия переходят на одинаковую ширину колеи. «Естественно, грузопотоки из Австрии будут иметь для России колоссальное значение и сблизит экономическое сотрудничество двух стран», - подтверждает Жозеф А. Жако, Председатель Комитета по политике ИТС Международной дорожной федерации, Австрия.
В пример активного железнодорожного строительства Ковшенов приводит Китай: за 5 лет там построили высокоскоростную магистраль от Пекина до Гуанчжоу в 20.000 км. «Нет, план в 20.000 км к 2015г мы, конечно, выполнять не должны», - шутит Виктор Викторович. - «Но почему бы не построить высокоскоростную магистраль хотя бы в Москве и Санкт-Петербурге? Очевидно: транспортная связь и логистика напрямую связаны с размером ВВП. В конечном итоге, это напрямую влияет на будущее как отдельных предприятий, так и отдельных людей».
В необходимости перехода к интеллектуальным транспортным системам не сомневается ни один из спикеров. Президент Международной академии транспорта Александр Кондратьев уверен: «Развитие ИТС исторически предопределено, России от этого тоже никуда не уйти. Международный опыт показывает, что без рассмотрения ИТС как информационно-технологической основы транспортных потоков вопрос развития международной экономической кооперации просто не пойдёт».
Кадры решают. Всё?
Сложность перехода к интеллектуальным технологиям подчёркивали единодушно.
«Для развития ИТС в России сейчас две основные проблемы», - констатирует Александр Кондратьев, президент Международной академии транспорта. «Во-первых, отсутствует нормативная база: у нас нет ни закона, на ГОСТов, ни отраслевых стандартов. Как и на основании чего, встаёт вопрос, я должен оценивать эффективность проектов по ИТС?». Второе препятствие, по словам Кондратьева, - это отсутствие подготовленных кадров.
Виктор Ковшенов (Rusmet) приводит пример: «Мы занимаемся вплотную развитием дорог и придорожного сервиса. Однако в сфере организации транспортного движения сегодня существует огромнейший кадровый дефицит. Мы объединяемся с партнёрами, работаем на синергию – но подготовленных кадров попросту не хватает для реализации проектов!»
Кондратьев вторит: «В сфере ИТС нам просто необходимо создание системы восполнения и развития кадрового потенциала. На сегодняшний момент у нас нет стандарта по подготовке специалистов, работающих в этой области. Пока этого стандарта нет, мы будем либо искать Кулибиных, либо привлекать иностранных специалистов».
Вопросы развития ИТС в России были заложены ещё в 2002 году. Для того, чтобы оценить эффективность проектов ИТС, существуют чёткие показатели: средняя скорость доставки; удельные затраты на передвижение; риск получения материального или другого ущерба. «Все карты на руках», - заключает Кондратьев. – «Пора ставить вопрос о разработке рамочного закона по ИТС, который бы определял права и обязанности всех участников рынка. Необходимо ставить вопрос о создании отраслевых корпоративных стандартов. До отработки этих стандартов работа ИТС невозможна».
Для чего нужна Универсиада и Чемпионат по футболу
Несмотря на предстоящие объемы работы, в ИТС Россия уже вовлечена, - это отмечают и европейские эксперты.
Вито Маэро, эксперт ИТС (Политический Университет г.Турина, Италия), уверен: «Россия больше не остаётся в стороне от общеевропейского введения интеллектуальных транспортных систем. Важнейшие тому примеры – транспортные проекты в Москве и Казани. В течение трёх лет Москва, например, обновила тысячи развязок». По мнению Маэро, важно, чтобы инфраструктурные площадки были готовы к введению новых технологий и базовых международных стандартов.
О столь успешном примере Казани рассказал и начальник управления ГИБДД по республике Татарстан Рифкат Нургалиевич Минниханов. В связи с проведением Универсиады в 2013 в Казани начали строиться дополнительные развязки, пешеходные переходы, ГИБДД инициировала разработку мобильного приложения и проч. В связи с внедрением новых технологий удалось сократить количество дорожных пробок, добиться лучшей проходимости перекрёстков, снижения выбросов в атмосферу.
Минниханов уверен: для решения транспортных проблем города не надо развивать вширь, как это было сделано с территорией Москвы с лета 2012 - лучше сконцентрироваться на локальных проблемах. Тем не менее, пример транспортных решений в Москве не менее удачен, - парирует руководитель Департамента строительства г. Москвы Андрей Юрьевич Бочкарёв. По его словам, в Москве активно ведётся строительство дорог, метрополитена, пригородного железнодорожного транспорта. Системный интегратор решает задачу по созданию интеллектуальной транспортной системы на высоком уровне.
Итог конгресса - озвученные вопросы, идеи предложения по кооперации. С наболевшими вопросами участники решили по окончании конгресса совместно обратиться в Академию Транспорта и проч. инстанции. Ни раз высказывались идеи о необходимости государственного и частного партнёрства. Удачный пример показал Департамент развития предпринимательства Ульяновской области, призвавший предпринимателей к кооперации по придорожному сервису в преддверии Чемпионата мира по Футболу-2018 в Самаре. Участники конгресса, многие из которых ежегодно участвуют в мероприятии, договорились встретиться снова на следующем, 6м Международном конгрессе по ИТС.
Дарья Бобровская
Менеджер по PR и продвижению
Служба доставки Boxberry