18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Министр финансов РФ Антон Силуанов предложил урегулировать интернет-торговлю в стране, снизив лимит беспошлинных покупок до €150. Как отмечает скрытый источник газеты «КоммерсантЪ» в одном из профильных министерств, такое решение - "это удар по интернет-торговле и по покупателям". Однако Артем Переславцев, директор Департамента международного развития СПСР-ЭКСПРЕСС, уверен, что при грамотном решении проблемы оплаты пошлин реформа не повлияет на развитие электронной коммерции в стране и не оттолкнет владельцев бизнеса от российского рынка.
- Артем, почему реформа не станет «ударом по интернет-торговле»?
- Если проанализировать статистику Почты России, доминирующего игрока на рынке трансграничной интернет-торговли, можно увидеть, что львиная доля посылок имеет весьма низкий средний чек. Лишь малая часть имеет средний чек свыше €200 и €1 000 евро. Таким образом, лимит, установленный на уровне €150, не затронет 60-70% этого рынка. Кроме того, я уверен, что если будут продуманы грамотные способы оплаты налога на товары стоимостью более €150, то изменения не сильно повлияют и на трафик, превышающий эту сумму. А упрощение способов оплаты налогов, например использование онлайн-платежей и дебетовых карт, поможет быстро адаптировать покупателей к новой схеме налогообложения интернет-покупок.
Дело в том, что для российского рынка интернет-торговли характерна такая тенденция: чем больше средний чек, тем больше разница между стоимостью товара за рубежом и в России. Так, если стоимость товара в иностранном интернет-магазине составляет $50, то в нашей стране этот же товар может стоить $100 и даже больше. Поэтому налог в 10-15% на сумму в $50 и более не уменьшит привлекательность товара для российского потребителя.
Но ограничения такого плана всегда должны «уравновешиваться» удобными методами оплаты. Если способ оплаты оставить на уровне деклараций как сейчас, то это может увести трансграничную интернет-торговлю в «серую зону», чего вряд ли добиваются люди, ратующие за новые законодательные инициативы. Покупателю не нужны дополнительные трудности при приобретении товаров, ведь тогда получат преимущество не совсем прозрачные методы торговли.
У небольших китайских магазинов, работающих в глобальной сети, для подобных ситуаций разработано свое решение: при отправке заказов в Россию они занижают стоимость отправления. Товар, который мы покупаем за $50-100, проходит через границу как подарок.
Другое дело - лидеры международной интернет-торговли. Их основное направление - развитые рынки старого света и Америка. А в Америке таможенное законодательство весьма сурово. Поэтому, когда на переговорах с крупными китайскими партнерами мы рассказываем, в каком направлении развивается наше таможенное законодательство, они говорят, что уже прошли через подобные моменты, работая с США и правила «игры», объявленные нашими таможенными комитетами, понятны, и они готовы им следовать.
Другими словами, все сводится к тому, что процесс оплаты данного налога нужно автоматизировать и грамотно интегрировать, чтобы на 100% точно связывать информационные потоки, касающиеся данных физического лица, посылок и электронного документооборота.
В свою очередь, мы как логистический оператор (крупнейший после Почты России игрок на рынке трансграничной интернет-торговли) готовы быстро и качественно менять все наши системы, IT-программы, переписывать интерфейсы, с которыми сталкиваются физические лица, разрабатывать приложения под Android и Apple. Почта России также должна быть готова предоставить подобный сервис массам, чтобы избежать возможных проблем грядущей реформы.
- Почта России планирует решить этот вопрос введением дополнительной системы, которая будет администрировать «порог» в €150. Как Вам кажется, станет ли она причиной дополнительных задержек в логистической цепочке?
- Если не будет правильного инструмента оплаты, то это создаст огромные очереди в почтовых отделениях, вызовет недовольство потребителей и, что немаловажно, станет причиной ухода западных интернет-магазинов с нашего рынка.
Я лично слышал от руководителей многих уважаемых зарубежных интернет-магазинов, что они, скорее, откажутся от бизнеса, который вызывает негатив в Интернете, чем будут его вести даже с учетом прибыли. Так, из-за возможности подобных последствий по решению управленцев, некоторые зарубежные компании просто блокируют русский ip-адрес, не позволяя пользователям просматривать собственные товары. Для российских покупателей это неприятно, но для владельцев бизнеса – это прагматичное решение, продиктованное внутренними ожиданиями и стратегией компании. Ведь «сероватый», нелегитимный бизнес отбрасывает на них тень, с точки зрения PR, а для публичных компаний, какими большинство из них является, это непозволительно.
Если рассуждать глобально, Россия для владельцев интернет-магазинов – лакомый кусок, высоколиквидный, интересный бизнес. Однако вместе с тем и очень рискованный, поэтому к нему относятся очень внимательно и аккуратно. Нужно держать в голове, что в настоящее время участники международного рынка электронной торговли вполне могут прожить и без этого лакомого куска.
Решение о введении лимита на ввоз покупок, сделанных в зарубежных интернет-магазинах, должно обсуждаться не только политиками. К этому процессу должны быть привлечены все участники логистического рынка: Почта России, СПСР-ЭКСПРЕСС и другие игроки.
- Переключимся на регионы. При отсутствии удобного инструмента оплаты, как Вы отметили, коллапса в случае нововведения не избежать. Однако есть мнение, что люди в регионах далеки от электронных систем и тогда, скорее всего, они будут обращаться к Почте России. Какое решение может предложить СПСР-ЭКСПРЕСС в качестве альтернативы?
- С моей точки зрения, глубоким заблуждением является мнение, что Россия за МКАДом живет в каменном веке. В СПСР-ЭКСПРЕСС есть проект «Карта на дом». В его рамках осуществляется доставка кредитных карт на дом. По нашей внутренней статистике (а мы работаем в 83 крупных городах РФ – это покрытие большинства платежеспособного населения страны), проникновение широкополосного Интернета в регионы весьма существенное, а покрытие дебетовыми картами близится к 70%. Поэтому наличие платежного инструмента у потребителя в данном случае неопровержимый факт. Если говорить только о Qiwi-кошельках, то количество их держателей в регионах превышает столичные показатели. Кроме того, те люди, которые покупают вещи на зарубежных сайтах, как правило, хорошо ориентируются в современных технологиях. Они смогут найти и освоить альтернативу пребыванию в очередях. А способ оплаты – будь то карты, наличные деньги, загруженные в онлайн, или что-то другое - не так важно.
- На время доставки в регионы использование подобных (электронных) решений будет влиять? Возможны сбои?
- На скорость доставки влияют другие факторы – скорость обработки магазинами заказов, действия провайдера первой мили и пр. Зависит, конечно, операционная эффективность и от логистических операторов на этапах таможенного оформления и доставки. На этапе таможенной очистки главный фактор успеха – 100%-ное уравновешивание данных физического лица и сопроводительных документов отправления. В таком случае задержек не будет никаких.
С другой стороны, сегодня СПСР-ЭКСПРЕСС - единственная компания на рынке, которая автоматизировала процесс таможенного оформления посылок стоимостью свыше €200 (существующий порог беспошлинных отправлений в неделю). Этого сейчас никто не делает: почему? Потому что для этого, согласно российскому законодательству, физическое лицо должно быть идентифицировано. Оно должно предоставить в налоговые органы копию паспорта и подписать брокерский договор, т.е. подтвердить свое доверие брокеру для процедуры таможенной очистки посылки. В СПСР-ЭКСПРЕСС есть система, которая в автоматическом режиме собирает с клиентов необходимую информацию еще до того, как посылка прилетела в Россию. На момент приземления самолета мы уже имеем данные, необходимые для того, чтобы посылка прошла таможню. А ритейлер в нашей системе автоматически оставляет информацию о стоимости в корзине и подтверждение оплаты. Таким образом, нам остается дополнить существующую систему опцией оплаты таможенных сборов на посылки стоимостью свыше €150. Подобное дополнение найдет отражение и на сайте продавцов, что поможет покупателям спокойнее принять правила игры. После нажатия кнопки «Купить» покупатели сразу получат сумму налога и смогут оплатить его в режиме онлайн. Все это будет на уровне односложных действий, которые не будут вызывать ни у кого вопросов.
Когда мы это сделаем, то будем предоставлять таможенным органам все необходимые для оперативной таможенной очистки документы – в том числе, и подтверждающие оплату пошлины. Это самый цивилизованный метод, и он не будет вызывать проблем ни у кого.
- Отразится ли этот закон на оптовиках и так называемых «перекупах»? «Очистит» ли российский рынок от них?
- Я полагаю, мнение, что люди через рынок трансграничной интернет-торговли закупают и продают промышленные партии товаров, не более чем миф. На сайтах, которые составляют 90% трафика, не покупают представители крупного и среднего опта. Для того, чтобы ввезти партию для открытия собственного бизнеса, используются другие каналы. Не покупают через зарубежные интернет-магазины и вещи, идущие на продажу в палатках. Это подтверждают периодические обзоры на тему: «Что покупается в зарубежных интернет-магазинах». Да и наша таможенная служба регулярно осуществляет мониторинг такого трафика и прекрасно знает, что промышленных партий в этом бизнесе мало – их единицы. Поэтому могу сказать, что новый лимит никоим образом не снизит поток серого трафика, потому что он заходит по другим каналам.
- Как обстоит дело с лимитом беспошлинных покупок и трансграничной торговлей в других странах?
- В некоторых странах лимит еще ниже, чем предлагаемый для введения в России. Это Бразилия и Турция. Бесплатно ввезти в Бразилию можно только товар на $40-45, а в Турцию - на $25. Такую планку они оставили чисто символически, чтобы их не объявили закрытой страной. Сегодня весь Евросоюз установил ограничение на уровне €22.
Трансграничная интернет-торговля – это плод глобализации мира. Она есть во всем мире. Существуют более закрытые и более открытые рынки. Россия же является одним из самых открытых рынков. Однако в отличие от России другие страны компенсируют входящую трансграничную торговлю исходящей. Например, Америка не только принимает товары, но и успешно их перепродает. Британия – одна из стран, которая тоже практически ничего не производит, много закупает из Китая и Америки, но так же много выпускает из страны.
- То есть Вы считаете, что развить транcграничную торговлю в России можно за счет исходящего трафика? Какие есть проблемы на пути реализации этой идеи?
- Россия сегодня в глобальном потребительском рынке - это страна-потребитель, но не экспортер. Однако если говорить про рынок электронной торговли, то Россия очень интересна для стран СНГ, стран бывшей группы СССР. Они также хотели бы закупаться на российских сайтах. Среди них есть страны, с которыми легко наладить торговые отношения – это Казахстан, Белоруссия. Есть и страны, с которыми несколько усложнен товарообмен – это, например, Украина. Однако все эти рынки нужно завоевывать.
Мы как крупный российский игрок рынка логистических решений участвуем в этом процессе и способствуем его развитию.
Если же говорить о проблемах, нужно отметить, что наше соглашение с Международным почтовым союзом имеет одностороннюю редакцию. То есть в нашу страну международные почтовые отправления входят свободно, а уходят они из нашей страны с большими сложностями. Поэтому, я считаю, что нам необходимо подумать над законопроектом, облегчающим прохождение потока исходящих почтовых отправлений.